В издательстве «Просвещение» прошло обсуждение актуальных проблем дошкольного образования, его роли и места в системе общего образования. С докладом выступила заведующая лабораторией дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования и науки РФ, научный руководитель программ «Радуга» и «Из детства - в отрочество» Татьяна Доронова.

- Неблагополучие в развитии ребенка, если оно есть, можно заметить уже на четвертом - пятом месяце жизни, - считает Татьяна Николаевна. - Крайне важно создать малышу максимально благоприятные условия для роста, воспитания и развития начиная с младенчества. Идеальной моделью для этого является семья, в которой мама имеет возможность заниматься воспитанием ребенка, хотя общество не позаботилось о ее подготовке к осуществлению этой важнейшей миссии в жизни. Но перенимать опыт старшего поколения современные молодые мамы в большинстве случаев не могут, а еще чаще не хотят. Советами дорогостоящих журналов пользуются лишь 1,5% женщин, а реальную помощь и консультации специалистов сегодня можно получить только в Москве, Санкт-Петербурге и отдельных крупных региональных центрах.

Для тех матерей, которые по каким-либо причинам вынуждены расстаться с малышом, для оказания помощи семье в воспитании детей раннего возраста когда-то существовали детские ясли. В 60-е годы появился новый объединенный тип учреждения - ясли-сад, где воспитывались малыши с двухмесячного возраста до семи лет. В 80-х годах в результате социальной политики, ориентированной на семейное воспитание ребенка, когда был увеличен оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком сначала до полутора, а затем до трех лет, спрос на детские ясли начал падать, что привело к их значительному сокращению. В начале 90-х годов по причинам социально-экономического характера система общественного воспитания детей раннего возраста была разрушена практически полностью.

В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, при которой в семье вынуждены работать оба родителя, и безработицей, когда женщина стремится выйти на работу как можно раньше, чтобы не потерять место, появилась острая необходимость в группах для детей раннего возраста. Особенно нуждаются в них неполные, многодетные и малообеспеченные семьи. Если посмотреть на мировой опыт, то он показывает, что оказание помощи малышам из таких семей должно происходить как можно раньше. Ребенок из неблагополучной семьи чаще всего бывает замкнутым и агрессивным, рано начинает осознавать, что он нелюбимый, и с недоверием относится к миру, к окружающим его взрослым и детям.

Сегодня во многих цивилизованных странах создают возможности равного доступа к дошкольному образованию как для городских детей, так и для сельских. Горько сознавать, что Россию в этих вопросах опередили не только высокоразвитые страны, но и партнеры по СНГ. Например, в Украине и в Казахстане принят Закон «О дошкольном образовании». Послание президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о развитии системы дошкольного воспитания начиная с раннего детства сыграло решающую роль в создании системы дошкольной подготовки в этой стране. В среднеазиатской республике полным ходом ремонтируются детские сады, закупаются игрушки, пособия и оборудование, уже 40% дошколят обеспечены бесплатными книгами. Кроме этого, в Казахстане разработан виртуальный курс по планированию и управлению дошкольным воспитанием, который внедряется по всей республике.

Хотелось бы верить, что нынешний кризис российской системы дошкольного образования и воспитания лишь временное явление. По мнению членов Общественного совета, перед государством и обществом стоят очень серьезные задачи. Поэтому важнейшим шагом в восстановлении и развитии детсадовского воспитания должен стать законопроект «О дошкольном образовании», предусматривающий обязательное дошкольное образование для детей 5-6-летнего возраста.