Сейчас она повсюду - нет ни одного проспекта и бульвара, ни одной улочки и аллеи, куда бы не заглянула эта разрушительница человеческих судеб. Война появилась, чтобы уничтожать: она разрушает не только здания, но и людские жизни, планы и мечты...
...Сегодня - 1 сентября - мой первый рабочий день. Начиная с первого класса я всегда с нетерпением ожидала наступления Дня знаний. Казалось, что это волшебный миг, когда ты стоишь на пороге открытий чего-то нового и захватывающего. В преддверии этого праздника дети становятся обладателями новой школьной формы, ярких и красочных тетрадей, толстых и не очень учебников, а учителям достаются они - свои-чужие девочки и мальчики. Вот так год назад и мне посчастливилось получить этот подарок - 13 юных созданий, в которых я по долгу службы должна вложить то доброе, светлое и вечное, о котором говорят мои более опытные коллеги. Тогда мне было страшно, но я знала, какая работа меня ожидает, а сегодня передо мной неизвестность...
Но если вдруг беспощадный снаряд попал в мою такую родную школу, из которой я ушла ученицей, а вернулась учительницей? А если взрывной волной были выбиты стекла в нашем 6‑м «Б» классе? А что я скажу детям, если больше нет их иллюстраций к произведениям, которые они с такой любовью рисовали и вешали на стену? С этими мыслями я подхожу к зданию школы...
Обычно в этот праздничный день здесь многолюдно, жизнь бьет ключом: нарядные, улыбчивые учителя, соскучившиеся за три летних месяца по своему классу; испуганные первоклашки, хватающие за руку своих мам и пап; загоревшие девочки с белыми бантами и мальчики с охапками цветов, жаждущие поделиться своими рассказами о проведенном лете; выпускники, старающиеся запечатлеть этот последний год своей школьной жизни на фотоаппараты; бывшие ученики, которые с неподдельной завистью, уже ощутив вкус взрослой жизни, смотрят на все еще беззаботных ребят. Но сегодня здесь тишина...
Я медленно поднимаюсь по ступенькам молчаливой школы. Это такое странное ощущение - не слышать здесь детские голоса, не видеть десятки любопытных глаз, не пытаться остановить бегущего Диму из 6‑го «А», чтобы объяснить ему правила поведения в школе. А вот и мой класс. На нем все еще красуется табличка «5‑й «Б», хотя мои ребята стали на год взрослее. Дрожащей от волнения рукой открываю класс и оказываюсь на пороге «второго дома», как называют наш кабинет мои уже шестиклассники.
Здесь тихо и пусто... Только слой пыли покоится на партах, учительском столе, подоконниках, полках шкафов, напоминая о том, что закончились летние каникулы и пора приступать к учебному процессу. Перед моими глазами школьная доска и дата на ней - 26 мая. Именно тогда впервые мы услышали сигнал гражданской обороны, звуки выстрелов и рокот боевых самолетов. Именно в этот день все ощутили те эмоции 1941 года, о которых нам рассказывали наши дедушки и бабушки. И именно в тот день я видела своих успевших стать родными детей в последний раз. Сейчас они разъехались кто куда: Москва, Крым, Харьков, Львов, Днепропетровск, - и я не знаю, когда увижу их вновь...
Я так и стою на пороге класса, не в силах пройти дальше. Комок горечи от неудовлетворения этим днем стоит в горле, слезы предательски подкрадываются к глазам. Столько воспоминаний связано у меня с этим кабинетом, ведь я не только учу здесь детей, но и сама была ученицей в этом классе.
Делаю шаг вперед, пробегая глазами все плакаты, рисунки, поделки, а в голове - вереница воспоминаний. Вот наш классный уголок, который мы сообща оформляли. Вот расписание занятий, а здесь график дежурств. Помню, как мои малыши пришли из начального звена и не умели правильно держать веник в руках, не знали, с чего начать уборку, да и что греха таить - просто ленились выполнять обязанности дежурного по классу. Как часто я, оставаясь после уроков, рассказывала и показывала, что и в какой последовательности нужно складывать, подметать, убирать, а иногда и сама наводила порядок за своими учениками, ведь если не научила что-то делать, то обязана выполнить это сама... И каким приятным сюрпризом для меня стала генеральная уборка в классе, самостоятельно организованная моими детьми! Видели бы вы их светящиеся глазенки, когда я зашла в класс и растерялась от удивления.
А здесь наш стенд с грамотами: «За 1‑е место в сборе макулатуры» (а у нас, между прочим, самый маленький по количеству детей класс в школе), «За первое место в создании романтической атмосферы ко Дню влюбленных», «За первое место в «Веселых стартах» среди 5‑х классов». Помню, как сплотили наш маленький коллектив украшение класса, постановка творческих номеров на общешкольные мероприятия, создание газет и поделок; как мальчики учились уважать девочек, а те в свою очередь перестали искать недостатки у представителей сильного пола нашего класса. Я горжусь тем, что к концу учебного года мои дети после школы все вместе бежали на спортплощадку или на каток, потому что им было мало времени, проведенного вместе в стенах школы. Они наконец-то стали коллективом!
А вот наш пусть старенький, но такой функциональный шкаф. Здесь, аккуратно сложенные, лежат предметы личной гигиены. А в самом начале учебного года что же здесь творилось: мокрые, разбросанные, иногда валяющиеся под ногами полотенца, разлитое мыло для рук, скомканные салфетки! Сейчас уже все по-другому. Дети научились бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей. Помню, как они приносили мне потерянные другими школьниками предметы, как старались помочь друг другу быть более внимательными, поднимали вещи и вешали или складывали их на привычные места. За один всего лишь год они научились быть аккуратными, внимательными и заботливыми.
А вот полочки для детского творчества. Чего здесь только нет: и поделки из квилинга, из соленого теста, из бисера, из бумаги и салфеток, и рисунки, и аппликации. А вот и наша грандиозная задумка - пазл из 3000 фрагментов, который дети получили в качестве подарка за правильно пройденный квест по школе. Помню, как ребята хотели успеть собрать его к последнему родительскому собранию, но помехой стала дата 26 мая...
А вот и святая святых нашего кабинета, «аллея славы», как называют это место дети, - наше портфолио. В отдельных рамках на полке шкафа стоят персональные фотографии каждого учащегося нашего класса, а в центре красуется общее фото, сделанное незадолго до вынужденно раннего окончания учебного года. Здесь я не в состоянии сдержать слезы: родные мордашки смотрят на меня сквозь стекло, а я не знаю, доведется ли мне сравнивать фотографии с уже повзрослевшими лицами ребят...
Прохожу вглубь класса к учительскому столу. Здесь лежат стопка тетрадей, «Дневник поведения», ручки и карандаши. Сдуваю со стола пыль, беру тетрадь и открываю ее. Она принадлежит Саше - самому ленивому, обидчивому и нерадивому, как говорит моя бабушка (слушательница моих учительских переживаний), ученику. Начало тетради как из мультфильма - буквы скачут по разным строчкам, предложения не дописаны до конца, много грязи и исправлений. Но конец тетради образцовый: буковка к буковке, подчеркнуты подлежащее и сказуемое, и не как обычно, а карандашиком под линеечку. А все потому, что на обложке его тетради появилось приклеенное мною сердечко - показатель старательности и аккуратности. Как подменили тогда нашего Сашу: и учится, и убирает, и девочек не обижает больше, и маме с сестричками помогать стал. А все авансом выданный кредит доверия, иногда так нужный для стимула учащимся.
Сажусь на свое рабочее место и окидываю уже полностью взглядом класс. Сколько уроков я провела отсюда, сколько сладких моментов открытия и горьких ситуаций поражения довелось пережить! Как я злилась и негодовала сама на себя из-за того, что дети становятся рассеянными, начинают крутиться, не обращают на меня внимания, как обижалась из-за того, что они могут перебить мой рассказ, как хотелось выбежать из класса, когда самый неусидчивый ученик мог без разрешения встать и подойти к другу! Как я не могла уснуть, переживая и пытаясь найти решение сложившихся проблем... И как радостно становилось, когда дети слушали материал не просто урока под названием «Беглые гласные в существительных», а принимали участие в викторине «Куда убегают гласные?». Как делилась с бабушкой впечатлениями о том, как мне удалось заинтересовать детей огромной для чтения в 5‑м классе повестью «Полианна» Э.Портер, всего лишь показав отрывок из фильма, и в классе работали уже не 8 человек, а 11! А как дети, овладевая учебным материалом, тянут руку, чтобы выйти к доске и продемонстрировать свои умения, и обижаются, когда не успеваешь прослушать их ответ! А с каким удовольствием остаются они после занятий, чтобы сделать коллаж или подготовить инсценировку к понравившемуся произведению! А наши классные часы, посвященные не только темам дружбы, любви, взаимоуважения, но и проведенные в интересной и познавательной форме: чайная церемония, изготовление жаворонков из соленого теста на каравай, плетение венков. Я, как заботливая мама, ПОМНЮ все моменты, воспитывая самое дорогое, что мне когда-либо доверяли, - поколение, на котором строится наше будущее.
С каждым уголком класса у меня свои воспоминания, свои ассоциации. А сколько у нас еще впереди открытий, побед и ошибок: и первая влюбленность, и разбитое сердце, и борьба с вредными привычками, и разочарование, и смех, и слезы. Сколько еще приятных, волнующих моментов нам предстоит прожить вместе, ведь я так хочу увидеть уже не чужих, а ставших своими детей, собранных в этом классе, взрослыми, воспитанными, образованными и дружными.
Встаю и подхожу к любимому месту моих модниц - зеркалу. Оттуда на меня смотрит еще молодая девушка с печальными глазами. Где-то одинокие седые волоски предательски выглядывают из копны русых волос, синие круги под глазами, первые морщинки... Все это выдает в ней переживание, напряжение и бессонно проведенные ночи. Но есть какая-то затаенная эмоция во взгляде, очень хрупкая и еле уловимая. Надежда. Надежда на то, что пусть через день, неделю, а может, и месяц мне посчастливится увидеть своих шестиклассников, чтобы обнять и сказать, что не хочу больше приходить в пустое школьное здание, потому что без них здесь нет души. Надежда на мирное небо, надежда на то, что мы не станем пресловутым потерянным поколением... Надежда на то, что мы соберем все-таки наш пазл, который станет символом целостности коллектива, пониманием, что, как бы ни сложились наши судьбы, здесь, в этом классе, мы стали одной семьей!

Юлия СЕВЕРОВА, учитель украинского языка и литературы, русского языка и литературы донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №52