- Валентина Тимофеевна, в чем, на ваш взгляд, главная особенность минувшей «пятилетки»?
- Работу профсоюза действительно нельзя рассматривать в отрыве от внешних условий. И, конечно, надо отметить прошедший период как привнесший значительные и принципиальные изменения в государственную политику в области бюджетной сферы, в том числе образования. Принят новый Федеральный закон «Об образовании в РФ», изменивший правовое положение учреждений нашей отрасли и принципы управления в соответствии с рыночными механизмами. Введена новая система оплаты труда, стимулирующая рост его качества и результативности. Создаются современные системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров - эти перемены определяют основные направления деятельности Тюменской межрегиональной организации профсоюза.
Хочется отметить, что работа над новым законом об образовании, в ходе которой профсоюз проводил экспертную оценку многочисленных редакций законопроекта, стала для нас настоящим экзаменом на профессионализм, сплоченность, гражданскую зрелость. Нам всем вместе пришлось участвовать в переговорах с Правительством РФ и Государственной Думой, в сборе подписей (их удалось собрать более миллиона), в проведении Всероссийского пикета в Москве и т. д. В итоге был закреплен особый социально-правовой статус педагогических работников и студентов и сохранены все их социально значимые права и гарантии. Экспертная работа была продолжена во время разработки и принятия законов на региональном уровне, и тут надо отметить большой вклад наших коллег в Ямало-Ненецком автономном округе. Пятьдесят пять их предложений вошли в основном в новый окружной закон «Об образовании», сама же окружная организация профсоюза за участие в законотворческой деятельности была награждена грамотой Законодательного собрания Ямала. Активное участие в разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, приняло и наше студенчество. В результате замечаний и предложений Студенческого координационного совета были согласованы нормы формирования стипендиального фонда, оплата за студенческие общежития, вопросы оздоровления и отдыха обучающихся. А поскольку сотрудничество Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования продолжается (сегодня оно, в частности, направлено на разработку нормативных правовых актов, касающихся статуса педагога), мы подошли к необходимости создания пула экспертов как на региональном, так и на местном уровнях. Кроме того, будем эффективнее использовать так называемые институты общественного обсуждения (открытое правительство) - в этом направлении уже ведется работа советами молодых педагогов и студенческим советом. Например, через интернет-сайты молодым активистам удалось начать дискуссию по поводу социально значимых проектов, в настоящий момент предлагаемых для сферы образования.
- Валентина Тимофеевна, на отчетный период вашей деятельности выпал Год учителя. Уже прошло определенное время, и хочется спросить: как повлияло это событие на улучшение качества жизни, на возвращение общественного признания, которым исконно обладали российские учителя?
- Надо понимать, что 2010 год был объявлен «учительским» не случайно: государство и общество признали, что образование в нашей стране должно стать национальным приоритетом, и были готовы начать обновление всех составляющих педагогической сферы. Заработная плата меньше чем за пять лет увеличилась на 30%, она составляет: на Ямале - 50 тысяч рублей, в Ханты-Мансийском округе - 45 тысяч рублей, на юге Тюменской области - 33 тысячи рублей. В системе высшего образования этот показатель достиг 125% от среднего по экономике региона. Важно и то, что в наших территориях реализуются различные проекты по обеспечению жильем работников педагогической отрасли. Безвозмездные субсидии, льготные кредиты, программа замены ветхого жилья, социальный найм или строительство доходных домов, доплаты молодым специалистам за съемные квартиры дали возможность более семи тысячам наших коллег улучшить свои жилищные условия. А еще важнее то, что профсоюзные организации образовательных учреждений восстановили очередность и контроль за этим процессом.
Если говорить о дальнейшем повышении качества жизни работников образования, то президиум межрегиональной организации профсоюза решил обратиться к детальному изучению задач в этом направлении и заключил договор с кафедрой социологического исследования Тюменского государственного университета. Мы понимаем, что речь сегодня идет не только об условиях труда и размерах его оплаты. Качество жизни определяется пенсионным обеспечением, медицинским обслуживанием, доступностью кредитов, а самое главное, возможностью на современном уровне повышать свой профессионализм, условиями для карьерного роста и личной готовностью постоянно учиться чему-то новому. Надеемся, что эти вопросы станут приоритетными в деятельности наших первичных и местных организаций, а их успешное решение повысит мотивацию профсоюзного членства и послужит укреплению всего профсоюза.
- В своем отчетном докладе вы большое внимание уделили социальному партнерству как институту, который обеспечивает защиту прав и представительство интересов членов профсоюзной организации…
- Действительно, за прошедшие годы нам удалось сформировать многоуровневую систему социального партнерства. Во-первых, это традиционные направления - заключение соглашений, действующих в системе образования на областном, окружном, муниципальных уровнях, и коллективных договоров в образовательных организациях. Во-вторых - конструктивный диалог, взаимные консультации, сотрудничество с органами законодательной и исполнительной власти, различными государственными структурами и общественными организациями. Охват первичных профсоюзных организаций коллективными договорами за пять лет увеличился с 91,4% до 94,3%. В трех субъектах нашего большого региона основными документами, устанавливающими принципы регулирования социально-трудовых отношений, являются соглашения между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством субъектов, а площадками для принятия решений и реализации соглашений - трехсторонние комиссии. Я бы хотела отметить эффективную работу этих комиссий, во многом благодаря ей мы можем сегодня говорить об атмосфере открытости, спокойствии и социальной стабильности в обществе. Ежегодно наши первичные профсоюзные организации участвуют в конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» и постоянно занимают призовые места. Например, представители Нефтегазового университета трижды становились победителями на российском уровне, а в 2013 году завоевали Гран-при.
Поскольку в бюджетной сфере традиционно отсутствует такая сторона, как объединение работодателей, мы на протяжении 24 лет заключаем соглашение с департаментами образования и науки, а в местных организациях - с управлениями по образованию. Социальное партнерство - большая и важная часть нашей работы, его потенциал растет год от года, и я пользуюсь случаем, чтобы еще раз поблагодарить представителей сторон за конструктивный диалог, поддержку и солидарность.
- Сегодня наконец-то коллективы образовательных учреждений стали пополняться молодыми кадрами. Если пять лет назад молодежь в них составляла всего 8-10%, нынче - уже 30% и более. Что, на ваш взгляд, повлияло на желание выпускников школ избирать педагогические специальности?
- Говоря о мотивации, надо вернуться к тому, как изменился, вырос социальный статус педагога. Чувствуется влияние экономических факторов, о которых мы уже говорили выше, и все же, оставляя за ними первенство, я не могу не остановиться на проектах по повышению привлекательности учительской профессии, которые наша организация реализовала с 2010 года: «Учитель, перед именем твоим», «К вершинам педагогического мастерства», «Это наша с тобой биография», «На службе учительства», «Учительство: мы славная семья», конкурс школьных музеев «История школы: события и люди». Огромный труд по сбору исторической и биографической информации принес свои плоды, позволив рассказать широкой общественности о скромных, беззаветно преданных школе тружениках. За него хочется еще раз сказать спасибо нашей ветеранской организации, которую возглавляет Ада Борисовна Китайгородская. А на подходе уже новые проекты: во-первых, сборник стихов тюменских учителей. Думаю, каждый, кто возьмет его в руки, сможет почувствовать, как много в педагогическом мире ярких, творческих людей, щедро одаренных не только профессиональными качествами. Во-вторых, книга «Имена на поверке», задуманная к 70‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Она даст возможность еще раз вспомнить о тех, кто в годы лихолетья был на переднем крае. Одни из ее героев так и остались на полях сражений, другие вернулись и продолжили педагогическую деятельность.
Да, действительно: сегодня в образовательных учреждениях треть коллективов составляют работники до 35 лет, однако это достижение еще предстоит закрепить. Центральный совет профсоюза совместно с Министерством образования и науки работают над базовым стандартом социальной поддержки молодых педагогов. В ноябре 2014 года был создан Всероссийский совет молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования, который возглавил тюменец Иван Васильевич Кайнов, победитель конкурсов социально-педагогических проектов региона и России. Задача совета - помогать молодежи в повышении квалификации и компетентности, способствовать росту профессионализма, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, оказывать методическую помощь и активно вовлекать ровесников в работу профсоюзной организации. Отдельно надо сказать о том, что сегодня в Российской Федерации идет возрождение традиций наставничества. Мы решили поискать здесь новые пути. Например, все чаще в роли наставников выступают наши ветераны - те, кто находится на заслуженном отдыхе и имеет достаточно времени и желания поделиться накопленным опытом с молодым поколением. По этой теме состоялись два семинара, было разработано положение об институте наставников, но думается, что это только начало большой и интересной работы.
- Валентина Тимофеевна, на конференции вы привели и такую цифру: на сегодняшний день охват профсоюзным членством в системе образования региона составляет практически 75%. Это хороший показатель?
- Показатель хороший, тем не менее есть куда стремиться. Ведь эффективность работы всех звеньев профсоюза определяется прежде всего доверием людей. Нам удается, несмотря на продолжающееся реформирование системы образования и оптимизацию учреждений, связанную с сокращением работников, сохранять стабильно высокую профсоюзную численность. Есть районные организации, как правило, давно созданные, накопившие большой практический опыт, где членство превышает 90‑процентный барьер, но ведь появляются новые… За прошедшие пять лет мы вновь создали Армизонскую районную организацию, восстановили распавшуюся в 90‑е годы Ямало-Ненецкую окружную организацию, которая на сегодняшний день включает двенадцать территориальных с общей численностью более 10 тысяч человек. Удалось возродить 190 организаций в учреждениях образования - это тоже успех профсоюза. При этом остается резерв: 25% тех, кто работает в отрасли, пока не видят необходимости вступления в наши ряды. Среди них есть люди, не делающие этого по принципиальным соображениям, но большинство просто не знают правил. А это значит, что профсоюзные лидеры не оказали им должного внимания и участия. Что ж, сосредоточимся на этом направлении, а главное, продолжим отстаивать социально-трудовые права и профессиональные стремления работников образования и социально-экономические права студентов, делом доказывая свою преданность их интересам. Планов много… Надо добиваться большей эффективности в работе районных и городских организаций, по-прежнему актуальны вопросы информационно-методического плана, учеба актива, правовое сопровождение деятельности профсоюза. Важным направлением остается сфера охраны труда и здоровья членов организации, спортивно-массовая работа. Серьезной задачей предстоящего периода станет реализация принятых решений по финансовому укреплению Тюменской межрегиональной организации профсоюза. Тем более 2015 год для нас юбилейный - исполняется 110 лет российскому учительскому профсоюзу и 70 лет областной профсоюзной организации. На протяжении своей почти столетней истории профсоюз образования сохраняет заинтересованность и доверие людей. Этому во многом способствуют организационное единство, работоспособная структура, эффективные финансовые, кадровые и информационные ресурсы, но прежде всего базовые принципы. Наши предшественники и мы сами ежедневно работали и работаем для его укрепления. Надеемся, что, следуя добрым традициям, следующее поколение профсоюзных лидеров продолжит заботиться о том, чтобы в современном обществе педагог занял подобающее место, достойное его знаний и самоотверженного труда.