Нашествие мастеров производственного обучения и преподавателей из колледжей Западного округа продолжается вторую неделю, охранник уже так приноровился к встрече гостей, что дай ему задание подменить кого-либо из мастеров, он и с этой задачей справится без труда.
Количество участвующих колледжей велико, но все же оно значительно меньше, чем количество школ, ученики которых приходят посмотреть на таинства разных профессий, востребованных городом. Пытаясь пересчитать участвующие школы, я дошел до двенадцати и... сдался. Каждый день структурное подразделение колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41 Центр дополнительного образования и творческого развития детей и подростков «Дар» предоставляет площадку новому колледжу, и это целый фестиваль профессионального мастерства. Вчера, например, «на арене» выступали представители политехнического колледжа №42, а сегодня умы и сердца школьников завоевывает колледж сферы услуг №44.
С чего начинается знакомство с профессиями? Конечно, с хорошего концерта. Пусть маленького, но обязательно хорошего. Чтобы душа у зрителей развернулась и... стала податливой, более восприимчивой к знакомству с профессиями. Ничего не поделаешь, информационный бум, обрушивающийся на подрастающее поколение, делает молодежь слепой и глухой к скучным мероприятиям вроде лекции на тему «Есть ли жизнь на Марсе?».
Пока в актовом зале собираются зрители, студенты колледжа сферы услуг №44, подготовившие номера, проводят разминку, расчищают сцену от трибун, стульев и прочих атрибутов традиционного показа профессий. Педагог-организатор Елена Садкова незаметно, но умело, как маршал Жуков штурмом Берлина, руководит подготовкой к мини-концерту и одним видом внушает уверенность в том, что все будет проведено на высшем уровне. И вот краткий прогон номеров закончен, каждый из артистов попрыгал на сцене, попинал ее обувью, потопал ногами и лично убедился в прочности и пригодности сцены для выступления... Наступил момент истины.
Первыми на сцене оказываются девушки из театра современной и исторической прически колледжа №44. Четыре молоденькие красавицы выполняют на сцене дефиле, демонстрируют невообразимые прически - своего рода от-кутюр парикмахерского искусства. В отличие от привычных женщин-вамп и холодных моделей, бродящих по подиумам мира и выражающих презрение к зрителям, студентки факультета Beauty (индустрии красоты) колледжа смотрят в зал довольно дружелюбно, впрочем, сохраняя на устах загадочную полуулыбку Моны Лизы. Надо признать, что это создает у зрителей определенный эффект причастности и абсолютно не отвлекает от созерцания причесок. В любом случае такой подход к показу профессии стилиста-парикмахера впечатляет намного больше, чем любование рабочими местами в салоне-парикмахерской и прослушивание лекции какой-нибудь заслуженной мастерицы цеха женских стрижек и причесок.
Дефиле закончилось, девушки покинули сцену, и появляется молодой человек в сопровождении двух студенток, одетых в красные платьица в стиле мини. Музыка, проходы, развороты, одежда, прически - так средствами подиумного искусства до зрителей доносят идею правильного привлечения внимания особ противоположного пола. Один юноша и две девушки - дело житейское. Такой сюжет знаком каждому школьнику по многочисленным литературным произведениям еще со времен Шекспира. Но артисты театра прически - люди творческие и привнесли в показ свою изюминку. В романе «Театр» Сомерсета Моэма актриса Джулия Лэмберт морально уничтожает свою соперницу на сцене, переигрывая ее и переключая на себя внимание публики в спектакле с помощью гениальной манипуляции платком. Студенты колледжа заменили платок обычным зонтиком, хотя и не ставили перед собой сверхзадачу героини романа по унижению соперницы. Получилось оригинально и впечатляюще. Зрители всячески выражали свое одобрение, внимательно следили за движениями зонтика и гадали, как будут изображать дождик.
Затем на сцене появился высокий худощавый паренек, который буквально заворожил публику танцем в стиле хип-хоп. Он призер всероссийского конкурса, активный участник культурных мероприятий колледжа, кумир всех танцующих сокурсников и сокурсниц. Смотришь на его выступление, а на глаза наворачиваются слезы нехорошего чувства - зависти. Человек способен рассказывать без слов, одним движением. При этом ему удается даже формировать определенный эмоциональный фон в зале: благодаря сочетанию музыки и пластики танца зрители реально ощущают чувства, например, тревоги, горечи, радости. Важно отметить, что в отличие от бесчисленного множества любителей танца, овладевающих азами этого искусства в многочисленных и пафосных школах танца, мастерством сценического движения он овладел самостоятельно, дома, как говорится в популярной телерекламе: «Ноу мани, бесплатно, за так». Но дело, конечно, не в затратах, хотя и затраты бывают весьма ощутимы, а в целеустремленности, которую не купишь ни за какие деньги. Целеустремленность или есть, или ее нет.
Следующий выступающий также осваивал свое искусство самостоятельно. На «Ютьюбе» можно найти множество роликов с выступлениями по футбольному фристайлу. Описывать то, что делает с обыкновенным футбольным мячом фристайлист, сложно, все равно что описывать вкус ананаса: ананас проще попробовать, а фристайл-футбол надо увидеть своими глазами. Со стороны в обработке мяча нет ничего сложного, я, например, легко повторил бы все трюки, если бы мячик не падал после первого же движения... И ведь не скажешь, что он привязывает мяч или приклеивает его... Одним словом - загадка, сродни колдовству. Но колдовство приятное.
Пока публика отходит от обилия зрительных эстетических впечатлений, на сцене появляется преподаватель Н.Ясонова, которая кратко, емко и ярко знакомит подростков с азами современного логистического обеспечения экономической деятельности. Кто из современных старшеклассников не хотел бы стать... олигархом? Пусть не олигархом, но никто из пришедших не отказался бы стать успешным предпринимателем. Однако без логистики реальному предпринимателю, как говорится, «и не туды, и не сюды». Одна встреча, конечно, всему не научит, но указать нужное направление в образовании может вполне.
Выступать с лекциями, пусть краткими и интересными, идущими одна за другой, - верный способ безвозвратно потерять контакт с аудиторией. Слава богу, организаторы мероприятия - люди опытные и превратили продолжение мероприятия в увлекательный квест - погоню за знаниями о профессиях. Школьники были разделены на группы, получили сопровождающих и отправились в поход по этажам и аудиториям здания, где для них уже были подготовлены мастер-классы. Тайны профессий, необходимых как профессионалам в своем деле, так и обычным людям, раскрывали преподаватели и мастера производственного обучения колледжа сферы услуг №44. Они раскрыли бы все секреты мастерства с превеликим удовольствием, но время не позволяло. Времени хватило только на то, чтобы школьники получили базовое представление о профессиях и поняли, что для овладения профессией нужно учиться в системе профессионального образования. Учиться у тех самых людей, которые пришли сегодня в центр «Дар» на встречу со школьниками и которые выпустили тысячи специалистов сферы услуг, чей труд востребован нами чуть ли не ежедневно.
Вниманию восьми- и девятиклассников были предложены мастер-классы по карвингу, приготовлению молочных коктейлей и клаб-сэндвичей, оформлению салфеток методом гильоширования, праздничной сервировке стола и тарелок, созданию шоколадного фонтана, эксклюзивным молодежным прическам, основным правилам дневного макияжа, системе менеджмента и ее значению в торговле. Любая начинающая хозяйка подтвердит, что справиться с выпечкой порой бывает очень непросто, решению проблем был посвящен мастер-класс «Работа с тестом». Ну а для того чтобы ненароком не быть обманутыми фальшивомонетчиками, школьники ознакомились с методикой «Определение платежности денежных знаков».
Все это выглядит так здорово, что напоминает какую-нибудь глянцевую видовую открытку Швейцарии и требует независимой оценки со стороны объектов обучения, то есть самих подростков. Пытаюсь привлечь внимание ребят и провести блиц-опрос или мини-интервью, выяснить - пришли люди по собственному желанию или по приказу руководства школы, а также узнать, как понравилось это мероприятие тем, ради кого все было задумано. Однако кругом молодежь поглощена мастер-классами. Лишь хорошее воспитание, полученное подрастающим поколением, не позволяет молодежи сказать взрослому дяде: «Не мешайте, пожалуйста!»
Наконец одна добрая душа откликается на мой беззвучный вопль отчаяния: «Меня зовут Мария. Учусь в 9-м классе школы №1329. Хочу стать специалистом в области гуманитарных наук... Пока точно не знаю, не решила еще, но время есть... Родители доверяют мне сделать выбор своей профессии самостоятельно... Да, возможно, буду юристом... Нет, журналистом не хочу - есть причины... На здешнее мероприятие пришла без принуждения, из любопытства, и не жалею об этом... Здесь я узнала так много нового... Все сделано так здорово...»
Первое удачное интервью окрыляет. Ловлю двух друзей, замешкавшихся на входе в комнату, оттесняю их в сторонку - «на пару слов». Ребята из восьмого класса школы №72 смотрят дружелюбно, даже ободряюще, как бы говоря: «Не волнуйтесь, не торопитесь, мы ответим на все вопросы, мы почти никуда не спешим». Неплохая у ребят коммуникабельность - и не думают стесняться, дичиться, как некоторые другие подростки. На вопросы отвечают легко, без мучительных раздумий: «Меня зовут Михаил Самков. Раньше думал пойти после школы в медицинский, но теперь как-то засомневался... Это не страшно, времени еще много... Можно десять раз перерешить... Сегодня было интересно... Даже очень интересно...» Второй тут же добавляет: «А я Семен Пономаренко, его друг, и тоже доволен, что попал сюда сегодня... Нет, никто нас сюда не гнал. Мы добровольцы... Потому что интересно... Кем хотел быть? Этим... как его... космонавтом». В ответ на мой недоверчивый взгляд Семен дарит широкую искреннюю улыбку. Даст же Господь человеку такую дружелюбную внешность! Теперь я до конца жизни не буду знать, хотел ли он стать космонавтом или просто пошутил над любопытным дядькой. Но по-настоящему важно то, что у ребят нет проблем с социализацией, что грамотная речь выдает высокий интеллектуальный уровень, что им интересно жить и учиться, интересно узнавать новое.
В стороне стоит глубоко задумавшаяся девушка. Осторожно подхожу и спрашиваю разрешения задать несколько вопросов. «Да, конечно. Меня зовут Кристина Андрулите. Учусь в школе №1741, в восьмом классе. Сюда пришла со своими одноклассниками, потому что я любопытная - хочу ознакомиться с профессиями, о которых знаю только понаслышке. Профессии здесь интересные, но я еще не решила... Буду или автомехаником, или пекарем... Потому что папа работает автомехаником, а дед - пекарь... Да, разрывают меня. Каждый из них убеждает, что его профессия самая лучшая, хотя автомеханик - профессия не женская... Как-то каталась я за городом на скутере по полям, а он возьми да и заглохни. Никого кругом нет - что делать? Я потихонечку начала разбирать скутер, ничего не нашла, просто собрала двигатель, как было. И скутер поехал. Это было незабываемое ощущение... Занимаюсь спортом - футболом и боксом... Не шучу...» Я закрываю открывшийся от изумления рот и делаю вид, что каждый день беру интервью у девочек, посещающих секцию бокса и лупящих соперницам по ногам в ходе футбольных соревнований. Надеюсь, женский футбол и женский бокс не такие жестокие, как мужские...
Девушка, сидящая по соседству, видит мое изумление, улыбается и кивает головой - правда-правда, занимается боксом, не шутит. Спрашиваю улыбчивую соседку: «Вы тоже учитесь в ее классе? А ученики вашей школы пришли сюда добровольно или это принудительное мероприятие?» - «Меня зовут Алина. Алина Багдасарян. Учусь вместе с Кристиной. Пришли сами, никто в спину не толкал. Да тут вроде бы все, кто пришел, пришли добровольно. Кому неинтересно, те просто не пошли или по дороге отсеялись. Я вообще-то буду юристом, но и тут есть очень интересные мастер-классы... про макияж, например...»
В очередной раз «смена караула» уносит от меня стайку ребят к другим классам. Некоторые школьники на расстоянии демонстрируют, что не хотят фотографироваться - кто-то стесняется, кому-то уже надоело сниматься на айфоны, фотоаппараты, смартфоны... а кто-то, возможно, хочет стать нелегальным разведчиком и не желает светиться в кадре... Я как могу жестами успокаиваю некоммуникабельных подростков: у нас демократия, не хочешь - не надо. Тем более что впечатление о встрече уже сложилось. Хорошее впечатление...