Психологическая безопасность важна для полноценного развития дошкольников, сохранения и поддержания психологического здоровья, предупреждения психических травм. Отсутствие или недостаточность защищенности ребенка чреваты тем, что создают чувство неверия в свои силы, отсутствие стремления к успеху, одиночество, агрессию. Все это препятствует полноценному развитию личности и порождает проблемы в образовательной среде.
В связи с проблемой создания психологически безопасной образовательной среды важно исследовать испытываемое современными дошкольниками чувство неблагополучия в среде сверстников. Это связано в первую очередь с разными видами и формами агрессии, которые наносят ущерб психическому или физическому здоровью другого. Проявление агрессии в форме настойчивости, упрямства, нападения, враждебности, ненависти деструктивно влияет на эмоциональное состояние человека и на ощущение благополучия. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией и умение конструктивно действовать, противостоять агрессии другого во многом определяют будущее ребенка, развитие его личности, индивидуальных и социальных качеств.
На базе детского сада №1574 на протяжении семи лет идет активная работа по созданию психологически безопасной образовательной среды. Работа началась с введения детского сада в городскую экспериментальную деятельность по теме «Создание модели психологически безопасной образовательной среды в образовательном учреждении». Педагоги, психологи и воспитатели глубоко и детально исследовали и продолжают исследовать проблемы безопасности образовательной среды в детском саду. В ходе исследований и анализа психологической безопасности была создана программа занятий по книгам Ю.Куклачева «Школа доброты» для работы с детьми 5-6 лет (старшая группа).
Цель программы - создание комфортной, психологически безопасной образовательной среды для естественного развития ребенка, а задачи:
    Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
    Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
    Развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций.
    Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.
    Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
    Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
    Формирование позитивной мотивации к обучению.
Мы активно работаем с родителями детей - участников программы, привлекаем их к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни; ведем просветительскую работу в форме лекций и семинаров-практикумов на темы «Психологическое здоровье ребенка», «Психологическая безопасность в образовании».
Психологически безопасная образовательная среда ДОО влияет в конечном счете на микроклимат в группе, способствует созданию необходимого психологического комфорта для всех участников образовательного процесса, но что самое главное - способствует успешной социализации детей. Находясь в группе сверстников, ребенок уже в детском саду претендует на признание - стремится стать в этой среде успешным, популярным или авторитетным. Проявляя лидерские качества, они могут быть агрессивными, в этом возрасте коммуникативные навыки развиты недостаточно, процессы возбуждения превалируют над торможением, а морально-нравственные нормы еще в полной мере не усвоены. От воспитателя, от умений педагога создать психологически благоприятный микроклимат в группе зависят частота и амплитуда проявлений агрессии у детей. Педагог может подавлять детей своими замечаниями и наказаниями, а может укреплять веру в себя, не провоцируя страхов у детей. Многообразные страхи детей, с одной стороны, явление нормальное, свойственное возрасту (ведь каждый ребенок в своем развитии проходит много разных страхов), но с другой стороны, дети пытаются любой ценой от них избавиться. Одним из средств преодоления страхов и становится агрессия. При этом дети нуждаются в помощи и поддержке, в развитии у них сдерживающих начал. Недаром еще А.С.Макаренко отмечал, что человек, не умеющий сдерживаться, как машина без тормозов, как испорченная машина.
Психологические аспекты безопасности образовательной среды ДОО нуждаются сегодня как в практической разработке, так и в теоретическом осмыслении. Образовательная среда ДОО определяет не только физическое и психическое здоровье детей, но в значительной мере и их духовный мир, культурный потенциал, уровень эмоционального и социального развития.
Работа в этом направлении необходима в образовании, она очень актуальна, тем более в дошкольных организациях. Но точно можно сказать по результатам многолетнего опыта нашего сада, что тут необходима открытость системы дошкольного образования и для детей, и для родителей, и для педагогов. Это одна из самых важных производных психологической безопасности образования, чем мы больше рассказываем, показываем, разъясняем и взаимодействуем, тем более безопасной становится образовательная среда, тем больше возможности находить правильные решения в трудных вопросах. Не стоит бояться открытости, которая может сделать нашу образовательную среду психологически безопасной.

Ольга ГРИГОРЕНКО, педагог-психолог;
Светлана ИСАЕВА, педагог дополнительного образования