Достаточно тревожные тенденции, когда в результате реорганизации мы имеем снижение членства, тот очень серьезный сигнал, на который адекватно должна отреагировать и городская организация, и территориальная организация, и, конечно, первичные профсоюзные организации в школах.
Мы получаем вопросы: «Как сделать председателя ППО независимым от директора и нельзя ли как-то ему платить? Чтобы платил ему не директор, а платил кто-то?» В связи с этим возникает вопрос, кто может платить? Мы понимаем прекрасно, что деньги не берутся из ниоткуда - чтобы кто-то получил, нужно чтобы кто-то внес, заплатил. Понятно, что председатель первичной профсоюзной организации может получать эти деньги только за счет членов профсоюза. А если он их получит в качестве зарплаты, то на те чудесные программы добровольного медицинского страхования, кредитного союза учителей, отдых и оздоровление взрослых и детей денег не останется. Сколько можно сшить шапок из одной овцы? В принципе сколько угодно, но сможете ли вы их носить? Поэтому «Зачем нужен профсоюз в организации?» вопрос общий и для администрации, и для работников, и для профессиональных профсоюзных функционеров. Мне кажется, у меня есть понимание и ответ на него.
Мы живем в интересное, но очень непростое время, которое закладывает серьезный фундамент для того, чтобы в будущем было все здорово. Мы привыкли жить не для настоящего, а для будущего и продолжаем это делать. На мой взгляд, мы закладываем сейчас хороший крепкий фундамент светлого будущего, но для строителей фундамента всегда бывает все не просто. В ситуации, когда бывают серьезные структурные изменения, меняющие лицо системы, очень важно, чтобы оставались хоть какие-либо структуры, сохраняющие преемственность. Очень важно, чтобы оставались годами наработанные живые человеческие связи, чтобы в зале могли собраться люди, которые лично друг друга знают много лет, приходят, приветствуют друг друга по имени. Это то, что называется социальным и человеческим капиталом, который очень трудно выразить конкретно в деньгах, но который, поверьте, очень дорого стоит. Важно, что социальный капитал нарабатывается годами и его нельзя купить за деньги. Трансформировать человеческие отношения - доверие, уважение, симпатию - в деньги можно, а вот купить все это за деньги нельзя. В этом смысле профсоюз - организация, даже при всех вопросах к ней с точки зрения ее эффективности, ее необходимости (я уверен, что есть какие-то претензии к ней, их не может не быть в такой огромной организации), сегодня остается едва ли не единственной структурой, которая способна сохранять и накапливать человеческий капитал, традиции, динамику отношений, которые складывались годами. Это очень важно.
Второй момент, для чего может быть нужен профсоюз, чем еще он может быть ценен, это отношения внутри комплекса, отношения внутри организации. У нас произошли удивительные изменения, я уверен, что большинство еще просто не осознало, не почувствовало, что произошло. В связи с этим есть определенная тревога. Мы понимаем, что-то меняется, но что из этого получится, людям пока не очень понятно.
Внутри маленькой школы не нужен был реальный профсоюзный лидер. Я говорю системно, структурно по большому счету. В маленькой организации нет места для двух лидеров. Это, как известно, «два медведя в одной берлоге». Такая система, когда была маленькая организация, приводила к тому, что сильный директор неизбежно подминал под себя профсоюзного лидера. Выбирали председателя первичной профсоюзной организации по принципу лояльности, по принципу удобства, по повышенному конформизму. В этом нет ничего плохого, это некая структурно заданная ситуация. Сейчас же ситуация очень сильно поменялась.
В огромном комплексе, состоящем из 18-20 зданий, какой бы ни был директор - сильный, властный, энергичный, все равно силы его не хватит, чтобы закрыть собой полностью такой огромный комплекс. Здесь еще нужны лидеры, ведь не бывает так, чтобы на одном человеке держалось такое огромное дело, это риск для дела. Если что-то происходит с человеком (мы же все с вами люди, и наша энергетическая кривая не ровная линия, она идет то вверх, то вниз, мы можем заболеть наконец), если что-то случится, то в этой ситуации что будет с такой организацией, если она держится на одном человеке? В этом смысле, как мне представляется, новая структура больших комплексов ждет, требует иных лидеров, кроме директора. Она требует не одного суперлидера, а команду лидеров. По моему глубокому убеждению, членом такой команды лидеров должен быть председатель ППО. Это второй аргумент в пользу профсоюза.
И третье, что тоже мне кажется очень важным. К сожалению, большинство членов профсоюза достаточно инертно и пассивно относятся к тем общим возможностям, которые есть в профсоюзе. У нас в округе 8300 членов профсоюза, при этом только 10% воспользовались такой замечательной возможностью, как полис ДМС. Хочу задать вопрос: есть ли хоть кто-то абсолютно довольный доступной системой здравоохранения, который уверен, что ничего другого из системы здравоохранения не надо? Я думаю, что ни одной такой руки в зале не поднимется. Но при этом меньше 10% воспользовались абсолютно доступной члену профсоюза возможностью приобрести на хороших условиях, с хорошей скидкой полис ДМС. То же самое касается и многих других вещей.
У подавляющего большинства членов профсоюза есть негативный опыт или негативная кредитная история. Не в том смысле, что они брали у банков деньги в долг и вовремя их не возвращали, а в том смысле, что попадали в долговое рабство к банкам, когда потом брали распечатку и в ужасе понимали, сколько переплатили за этот кредит, то ясно было - думать надо было раньше. В этом смысле Кредитный союз учителей - это замечательная вещь. Есть очень большая разница между аннуитетными платежами, которые взимает банк, когда вы в первый месяц возвращаете долг и это проценты за 5-й год. Вы берете кредит под 18% годовых, а переплата составляет 100%. Надо смотреть не на процентную ставку, а на ту сумму переплаты, которую вы в конечном итоге внесете. Профсоюз в этом смысле гораздо честнее! Он процент берет с остатка, а не со всей суммы. В этом смысле это очень интересное, очень честное предложение. Из 8300 членов профсоюза, я уверен, тысяч шесть точно ходят в банк и берут кредит на какие-то цели. Зачем, когда есть такой чудесный инструмент, как профсоюз, который действительно работает в интересах своих членов профсоюза?
Я привел эти примеры, для того чтобы призвать участников отчетно-выборной конференции, по большей части не рядовых членов профсоюза, а председателей ППО, объяснять все это людям! В единстве сила! И сила эта не только в силе связей, традиций и отношений. То, что они знают друг друга по имени, - это уже само по себе большая сила. Но и сила этих проектов, инициатором и координатором которых стал профсоюз. Это просто выгодно! Члены профсоюза все равно так или иначе к этим услугам прибегают, но на стороне и тратят совершенно другие деньги, не имеют тех гарантий и тех возможностей, которые могли бы иметь в профсоюзе.
Я, конечно, желаю быть профсоюзу более эффективным, конкурентоспособным, привлекательным и более интересным для своих членов. Надо бороться за членство, каждый член профсоюза должен быть ценен, он должен быть на счету. До людей с предложениями, с информацией надо доходить. Возможности очень большие, интересные, абсолютно выгодные людям. Мы это понимаем, но почему-то очень мало людей этим пользуются. Я уверен, что лучшим примером, лучшим сигналом, лучшим индикатором повышения эффективности профсоюза, а следовательно, повышения его привлекательности и ценности для людей будет изменение динамики количества членов профсоюза, которые воспользовались продуктами, разработанными и предлагаемыми профсоюзом, на благо свое, своих семей, своих детей.
Я уверен, что надо серьезно задуматься о пенсионной теме, ведь сейчас мы оказались в очень интересной ситуации. Резкий рост заработной платы, положа руку на сердце, будем откровенными, не связанный напрямую со столь же резким ростом качества работы людей, привел, во-первых, к потере ориентиров, что мы делаем и за что мы получаем. Он вызвал бурное желание получать все больше и больше, потому что каждый год происходит рост заработной платы. Но неужели мы с 2011 года на 30-40% улучшили качество работы? Безусловно, нет! Я думаю, что мы работаем лучше, объективные результаты это показывают, лучше стала работать система, но очевидно, что не настолько лучше, насколько увеличилось финансирование. Сейчас мы наблюдаем сильнейшую психологическую зависимость и учительства, и директоров от работы, от рабочего места. Сегодня ты, прямо скажем, высокооплачиваемый, с высоким социальным статусом член общества, а завтра выходишь на пенсию в 15 тыс. рублей. В школе очень важна равномерная и неукоснительная смена поколений, очень важно, чтобы люди, достигающие определенного возраста, уходили из школы и на их место приходили другие люди, только так школа может работать нормально. Но теперь давайте посмотрим с точки зрения тех людей, которым надо уходить. Куда им уходить с зарплаты в 70-80 тыс. на 15 тыс. рублей? Никто не может толком ответить на этот вопрос, тут нет легкого ответа. Но если кто и должен этот вопрос первым задавать, первым поднимать и поднять его на щит, на свое знамя, то это, безусловно, профсоюзная организация. Есть пенсионный фонд, связанный с образованием и профсоюзом, - «Образование и наука». Количество людей, которые воспользовались услугами этого фонда, несколько сотен на фоне многотысячного нашего членства. Это тоже тема, которую надо продвигать и которой надо заниматься.
У нас в округе все преемственно. Я всего лишь третий по счету начальник округа. Все начальники были плоть от плоти люди округа. Я в округе работаю 15 лет, округ хорошо знаю, меня округ хорошо знает. Точно такая же преемственность сложилась и в профсоюзной организации. Нина Кротова возглавляла профсоюзную организацию с момента формирования округа и вырастила себе замену. Галина Борисова 8 лет была заместителем председателя окружной территориальной профсоюзной организации, в последние пять лет ее возглавляет. Давайте беречь то, что наработано, беречь, что удалось создать за 20 лет. Тем более что структуры исчезают, но остаются люди, остаются отношения.

Алексей АНИСИН, начальник Северо-Западного окружного управления образования