​Окончание (начало в «УГ-М» №1)

Для рефлексии участникам семинара предложили ответить на такие вопросы:
- Узнали ли вы что-то полезное для себя?
- Насколько ценным был опыт, полученный вами на мастер-классе?
- Поможет ли этот опыт в вашей профессиональной деятельности?
- Остались ли у вас какие-то вопросы, если да, то какие?
- Что бы вам хотелось добавить к содержанию мастер-класса?
Завершился семинар открытым микрофоном, чаепитием и экскурсией по вечерней Москве.
Участники семинара могли посетить два мероприятия: церемонию награждения победителей и призеров Третьего Международного конкурса детского творчества «Сказки Красивого Сердца» (Центр эстетического воспитания «Мусейон» Государственного музея изобразительного искусства им А.С.Пушкина) и V Городскую метапредметную детско-взрослую читательскую конференцию «Современная литература и Я-читатель» (школа №1251 им. генерала Шарля де Голля).
Много впечатлений доставила гостям читательская конференция, посвященная обсуждению повестей современной писательницы Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и «Гвардия тревоги». Всего в читательской конференции приняли участие 12 школьных команд (по 7 человек в каждой команде), были команды, которые стали победителями заочного этапа проведения конференции, 6 команд были приглашены на очную встречу с участниками семинара.
Участников конференции приветствовали ученики школы №1251 композицией «Тургенев и Полина Виардо». Открыла конференцию директор образовательного комплекса заслуженный учитель РФ Т.Кравец. Благодарность за участие в городском конкурсе «Лучшая библиотека образовательной организации 2014 года» была вручена зав. библиотекой школы №1251 Л.Косовой за ее активную гражданскую позицию, в частности за ежегодное участие в благотворительной акции «Ласковая книга», проводимой Центральной городской молодежной библиотекой им. М.А.Светлова. 22 октября 2014 года благодаря усилиям Л.Косовой учащиеся школы передали в библиотеку им. М.А.Светлова 512 экземпляров книг детской тематики. Цель акции - привлечь внимание общественности, особенно молодежи, к проблемам семей с детьми-инвалидами, больных детей, детей-сирот, которые нуждаются в чтении книг, в общении со сверстниками и внешним миром. Подарив книгу сказок, приключений или исторических событий, участники акции приняли участие в воспитании этих детей, помогли открыть перед детьми новый мир и получить так необходимый им жизненный опыт.
Непростой разговор получился с аудиторией на читательской конференции, прямо скажем, недетский. Всем пришлось на время снять розовые очки и во многом посмотреть правде в глаза. Ведь именно этого хотела Екатерина Мурашова, создавая свои произведения. Тема детей - отбросов общества, которых уже за людей не считают, не нова в мировой литературе. Вспомним хотя бы повесть Короленко «Дети подземелья», роман Гюго «Отверженные». Но сегодня эта тема почему-то становится для многих неудобной, некрасивой. Критика даже иронизирует: «Литературу такого рода не стоит читать впечатлительным барышням, крупным боссам, у которых по десять тысяч стрессов на дню и 5 пачек курева, да и прочим нервонеустойчивым». Действительно, в мире литературы есть разные книги, помогающие жить. Одни предназначены для развлечения, успокоения, душевной услады. Другие приглашают к серьезному и вдумчивому разговору и подростков, и взрослых, в целом людей, которым иногда очень полезно остановиться, оглянуться и пересмотреть некоторые свои жизненные и оценочные стереотипы. Именно ко второму разряду относятся книги Екатерины Вадимовны Мурашовой.
Членами почетного жюри на конференции стали гости из славного города Севастополя (школы №32) - Ольга Сергеева и ее ученики Адиле Асанова и Дарья Завгородняя. Жюри оценивало работу каждой из 6 команд по 3 номинациям: визитная карточка, выполнение задания по повести «Класс коррекции» и выполнение задания по повести «Гвардия тревоги». Максимальный балл по каждой номинации был равен 10 баллам. Жюри во время работы команд делало пометки, фиксировало все результаты и достижения команд, в его задачу входило определить 3 команды-победительницы.
Для начала команды познакомились друг с другом, а именно представили название команды, девиз и эмблему. Каждая команда получила два проблемных вопроса (один - по повести «Класс коррекции», другой - по повести «Гвардия тревоги») и удалилась на 30 минут в отдельный кабинет. В кабинете их ждали необходимый для работы инструментарий, а также компьютер со свободным выходом в Интернет. В помощь ребятам предложили примерный - ориентировочный - алгоритм работы в малой группе, но команда могла работать по своему плану. Самое главное - получить в ходе обсуждения ответы на проблемные вопросы и постараться их представить в том или ином виде (это могли быть кадры презентации, схемы на ватмане).
Круг обозначенных перед командами проблем был таким.
    О повести «Класс коррекции» в критической литературе можно прочитать следующее определение: «жестокий призыв к милосердию». Вы согласны с этой позицией?
    В повести «Гвардия тревоги» две группы персонажей: положительные герои и отрицательные герои. А есть ли те, кто не попадает ни под одну категорию? Почему это важно подчеркнуть автору?
    В повести «Класс коррекции» ярко заявлена проблема социального расслоения. Приведите примеры самого явления и его последствий. Подумайте также, как преодолеть социальное расслоение, по мнению автора.
    Каким образом в повести «Гвардия тревоги» выстраивается социальная иерархия? Как на самом деле воспринимают герои-подростки эту иерархию?
    Есть мнение о повести «Класс коррекции»: мол, Мурашова не дает никаких готовых ответов, да и вопросов не формулирует - только предоставляет много материала для размышлений. И все же, как, по-вашему, отвечает на вопрос автор: что делать с умственно отсталыми, инвалидами, детьми из неполноценных семей, чтобы они не прятались по интернатам, закрытым спецшколам, а потом не попадали в тюрьмы, чтобы вообще мир изменился к лучшему?
    Что поначалу задевает Дмитриевского-младшего в поведении большинства учеников 8-го класса «А»? Чем объясняется такое восприятие?
    «Класс коррекции» - это книга о трудных детях, нуждающихся в коррекции. Полагаете ли вы, что трудность детей прямо пропорциональна труду, который должен затрачивать учитель в работе с такими детьми? В повести есть целая галерея представителей учительской профессии. Есть статично заданные персонажи, а есть динамично развивающиеся. О ком именно идет речь? Сформулируйте выводы по обозначенной проблеме.
    Как в повести «Гвардия тревоги» представлена сюжетная линия «Взрослые и дети»? Чему учатся на протяжении всей книги взрослые и дети?
    Критики считают, что автор повести «Класс коррекции» все время романтизирует трудных подростков. Ребята получаются какие-то хорошие, сказочные, эдакие Дон Кихоты наших дней. Элемент детскости восприятия мира автором налицо. Пожалуй, книге не хватает зла. Милосердие здесь крепкое, а зло какое-то ленивое, вялое, сконцентрированное в квартире человека со связями, куда приводят девушку Стешу, да в завуче гимназии, охраняющей покой родителей-спонсоров. Согласны ли вы с такой позицией? Объясните почему.
    В критике мы встречаем следующую позицию: в повести «Гвардия тревоги» Мурашовой наиболее четко проявились ее слабые стороны как детского писателя. Во-первых, произведение эклектично, распадается на несколько абсолютно не связанных между собой пластов. Во-вторых, в произведении много условного, неправдоподобного. В-третьих, подросткам читать эту книгу было неинтересно («скучно, не про нас», «так не бывает»). Что вы можете возразить против такой позиции? Предполагаете ли вы, каким был бы сюжет повести «Гвардия тревоги», если бы не ярко выраженная активная жизненная позиция ребят из аларм-гвардии? Почему автор именно таким делает финал книги?
    Можно ли сказать, что причина возникновения в повести «Класс коррекции» параллельного мира в жанре фэнтези (даже с принцессой в замке!) заключается в отсутствии взаимопонимания в реальном мире?
    С появлением повести «Гвардия тревоги» заговорили о возрождении жанра школьной повести в российской литературе. Но только ли этот жанр представляет книга?
    Действительно ли появление в трудном классе ребенка-инвалида может стать позитивным фактором для опустошенных учеников? (По повести «Класс коррекции».)
    Три первые главы повести «Гвардия тревоги» - «Тая», «Дима», «Тимофей» - экспозиция сюжета, они вводят нас в мир современной самой обыкновенной (!) школы. Какими предстают «новички»? К какому выводу подталкивает нас автор?
    Антона из повести «Класс коррекции» называют настоящим «теневым лидером». Что подразумевается под этим понятием? Насколько нужны подобные люди обществу?
    Некоторые критики окрестили «Гвардию тревоги» «Тимуром и его командой» на новый лад. Так кто же «Тимур» в повести Е.Мурашовой? Откуда вообще берутся «Тимуры» и какова их роль?
    Кульминация - это понятие во многом субъективное и зависит от эмоциональной отзывчивости читателя. Тем не менее в какой момент сюжет повести «Класс коррекции» достигает своей кульминации? Опишите его подробнее.
    Что больше всего волнует читателя в повести «Гвардия тревоги»: «загадки и отгадки», имеющие отношение к объединению ребят, история Берта или интрига, завязанная на предстоящем отъезде Дмитрия за рубеж?
После представления командами своих решений модератор дискуссии предлагал выбрать в итоге то или иное нравственное понятие, согласно которому живет большинство героев книг Екатерины Мурашовой:
 МИЛОСЕРДИЕ
 ЖЕСТОКОСТЬ
 СПРАВЕДЛИВОСТЬ
 НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
 ЛЮБОВЬ
 НЕНАВИСТЬ
 СМЫСЛ
 ФОРМА
 СИЛА
 СЛАБОСТЬ
 ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
 РАВНОДУШИЕ
 МНОГООБРАЗИЕ
 ОДНООБРАЗИЕ
 АКТИВНОСТЬ
 ПАССИВНОСТЬ
 ЧУВСТВО
 РАЗУМ
   
На определенном этапе все догадались о смысле карточек, которые всякий раз крепили на древе, символизирующем художественный мир книг Мурашовой. Оказывается, и проблемные вопросы вовсе не были случайно подобранными, они были частными вопросами одного большого, генерального вопроса: «Так все-таки это разные книги или они об одном и том же? А если об одном и том же - то о чем именно?» Конечно, о добре и зле, свете и тьме. В книгах нетрудно обнаружить повторяющиеся сцены: сцены приглашения в гости, сцены объединения детей во главе с лидером во имя спасения кого-то, сцены со звездами. Можно смело сказать, что эти повторяющиеся сцены и есть то, что делает добро сильнее зла: коллектив, лидер, высокая цель.
Вместе с ребятами на конференции ее участники пришли к однозначному выводу. Смысл книг Екатерины Мурашовой, наверное, хорошо передают народные изречения: «Мир не без добрых людей», «Вода камень точит», «Дорогу осилит идущий». Вот он - нравственный идеал, к которому автор стремится привести своего читателя.
В результате работы на читательской конференции 1-е место заняла команда школы №1251 им. генерала Шарля де Голля, здание №1 («Мудрые совы»), 2-е место - команда лицея НИУ ВШЭ («Слепок общества»), 3-е место - команда школы №1251 им. генерала Шарля де Голля, здание №2 («Птица счастья»). Победители были награждены подарками Московского центра качества образования (подарочными сертификатами Московского Дома книги) и Московского института открытого образования (фирменными футболками, блокнотами, ручками).
Все взрослые участники конференции получили бесценный педагогический опыт проведения подобных читательских конференций в своих образовательных организациях.