Если за последние 3-4 года основное образование в Москве претерпело существенные изменения и в настоящий момент ориентировано на качественное доступное образование, то дополнительное образование во многом оставалось консервативным. Огромное количество всевозможных танцевальных и музыкальных кружков работало без всякого ощутимого результата. Это была не образовательная, а досуговая деятельность. Пытаясь говорить о всестороннем развитии ребенка в этих объединениях, мы уходили от того главного, что от нас требовали родители, - реального результата.
Как яркий пример приведу один из центров дополнительного образования Северо-Восточного округа. По инициативе педагогических и родительских коллективов была осуществлена реорганизация ДЮЦ «Отрадное» и гимназии № 1554. Эта реорганизация завершена, после ее окончания поступили обращения на сайт Департамента образования, на сайт Северо-Восточного окружного управления образования по поводу этой реорганизации. Мы провели глубокий анализ ситуации и обнаружили, что в 2013-2014 учебном году бюджет ДЮЦ «Отрадное» был 32,431 млн рублей, внебюджет - около 3,515 млн рублей; в центре работали 64 сотрудника, из них 35 - педагоги, работающие с детьми, 4 человека - АУП, 17 человек - МОП, то есть практически почти половина сотрудников - люди, которые с детьми не работали. За три последних года контингент обучающихся в ДЮЦ «Отрадное» снизился на треть: в 2012-2013 учебном году - 3080, в 2013-2014 - 2800, в 2014-2015 - 2050 человек. Это, конечно, говорит о той конкуренции в сфере услуг дополнительного образования, которая сложилась в микрорайоне с крупными образовательными организациями, которые также стали развивать услуги дополнительного образования во второй половине дня на более высоком уровне. Кроме того, перечень образовательных услуг в этих образовательных организациях стал значительно шире, чем в ДЮЦ «Отрадное». В 2013-2014 учебном году в «Отрадном» по документам занимались 2800 детей практически в 186 объединениях. На нынешний учебный год ДЮЦ запланировал обучение 2050 детей, но когда уже после присоединения ДЮЦ к гимназии №1554 директор комплекса стала проводить собеседования с реальными детьми, выяснилось, что реальные заявления о приеме в ДЮЦ были получены только от 550 детей, некоторые были занесены в списки дважды, у некоторых детей отсутствовали контактные данные и связаться с ними было невозможно. Таким образом, в этом году в ДЮЦ были действительно сформированы только 36 объединений на 550 детей. Значит, были сотрудники, выполняющие несуществующую работу, или, может быть, несуществующие сотрудники?
 Сегодня комплекс провел оптимизацию штатного расписания, в соответствии с Трудовым кодексом РФ из «Отрадного» уволены 14 человек: лаборанты, делопроизводитель, три педагога-организатора, концертмейстер, методист, два секретаря, гардеробщик, кладовщик, системный администратор, физиолог (занимался растениями в зимнем саду, с детьми непосредственно не работал), три преподавателя изо; не были открыты невостребованные объединения с малой наполняемостью. До того большой объем финансирования ДЮЦ расходовал на проведение индивидуальных занятий на музыкальных инструментах, причем результатов у учеников практически не было, теперь заключен договор с музыкальной школой имени Гречанинова, для повышения экономической эффективности развивается внебюджетная деятельность. В итоге в этом году в гимназии №1554 планируют охватить бюджетным дополнительным образованием 1020 человек, 720 детей записались на внебюжетные занятия. То есть вместо планируемых 550 детей в этом году заняты дополнительным образованием 1740 детей, причем большинство из них на бюджетной основе, плата за дополнительное образование честно и открыто поступает на расчетный счет образовательной организации. Что касается «Отрадного», мы уже встречались с УБЭПом Северо-Восточного округа, подготовили документы для передачи в правоохранительные органы. Думаю, ситуация, когда у нас детей значительно меньше, чем по электронным системам, повторяться не должна.
Сегодня мы видим, что у системы дополнительного образования в образовательных организациях огромный потенциал деятельности на основе изучения потребностей московских школьников, развития востребованных направлений дополнительного образования, создания детских объединений, расширяющих предметное содержание, в помещениях образовательных организаций, оснащенных самых современным оборудованием, и повышения эффективности использования в целом зданий образовательных организаций.
Московский школьник сейчас предъявляет особые требования к дополнительному образованию, оно должно меняться вслед за теми запросами, которые у нас есть. В Северо-Восточном округе есть замечательные учреждения дополнительного образования, это Дом творчества «Бибирево», известный Дом творчества «Свиблово», которые посещает огромное количество детей. Это востребованные учреждения, у них востребованные кружки, секции, которые дают значительный спектр дополнительного образования. В таких учреждениях очень мобильный перечень секций, кружков, творческих объединений, с детьми работают высококвалифицированные и высокопрофессиональные специалисты, обеспечена занятость помещений в течение всего дня: утром они оказывают услуги для детей раннего возраста, для дошкольников, а вечером - для старших школьников и населения района. Поэтому у дополнительного образования есть большие перспективы для развития на основе учета потребностей московских школьников.

Павел КУЗЬМИН, начальник Северо-Восточного окружного управления образования