Основная деятельность нашего центра сосредоточена в двух зданиях, расположенных в Дмитровском и Тимирязевском районах, и на базе 22 общеобразовательных школ и комплексов. Средняя заработная плата за 2013-2014 учебный год составила 54 тыс. рублей. Организована работа в утреннее, вечернее время и в выходные для взрослых - родителей и населения на платной основе по таким направлениям, как изучение иностранных языков, спортивные занятия, прикладное творчество. Мы успешно реализуем «Телепроект» (проект мультимедийного сопровождения деятельности центра), проекты «Автогородок», «Техника на высоте», модель интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования.
3 декабря 2014 года в московском «Форум Холле» в Международный день инвалидов мэр Москвы Сергей Собянин вручил Центру развития творчества детей и юношества «Гермес» диплом победителя городского конкурса «Город для всех» в номинации «Образование». Это большая победа всего педагогического коллектива и, конечно, знак признательности тем семьям, которые доверили нам детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Сегодня в Москве определены два вектора развития учреждений дополнительного образования. Первый направлен на интеграцию дополнительного и общего образования и нацелен на создание единого образовательного пространства на базе образовательных комплексов, второй вектор - на формирование внешкольного дополнительного образования на базе крупных учреждений, прежде всего дворцов, центров творчества, обладающих для этого достаточно развитой инфраструктурой.
Центр творчества «Гермес» реализует вторую модель. На первом этапе к нам был присоединен Центр эстетического воспитания детей, на втором этапе мы планируем присоединение еще двух центров, оба эти учреждения расположены в Северном округе.
Недавно Служба финансового контроля обнародовала результаты проверки Центра эстетического развития «Моцарт». Недаром в России любят классиков. Думал ли Николай Васильевич Гоголь, когда писал 170 лет назад свои «Мертвые души», что его произведение будет актуально и в наши дни в учреждениях дополнительного образования Москвы? Наверное, в столице еще не перевелись Чичиковы. Кстати, термин «мертвые души» имеет и другое значение - «люди нравственно и духовно неразвитые», только это определение относится не к припискам, а к неким субъектам, которые этим занимаются.
При присоединении Центра эстетического воспитания мы столкнулись с тем, что контингент обучающихся до реорганизации, зарегистрированный на портале, формально составлял 2096 детей в 148 группах по бюджету. После завершения процесса реорганизации на базе комплексов и школ центра «Гермес» оказалось, что реально есть 540 детей в 43 группах у 11 педагогов и тренеров. 8 педагогов дополнительного образования с контингентом 566 чел. перешли на работу в Центр внешкольной работы, подлежащий присоединению к «Гермесу», 1 педагог продолжил работу на базе Дома детского творчества «Коптево» с контингентом 13 чел. Где еще 900 обучающихся, а ведь на них выделяли бюджетные средства, их якобы учили педагоги, они числились в контингенте? Даже если они числились по программам ознакомительного уровня, что чаще всего бывает при организации дополнительного образования на базе школ, то на них списали не меньше 5,5 млн бюджетных средств.
Практика центра «Гермес» показывает, что всего этого можно избежать. В 2013-2014 учебном году контингент детей, занимающихся по бюджету, увеличился на 900 человек, по внебюджету - на 100 человек, я не говорю еще раз о взрослых, которые приходят в центр в выходные дни и в вечернее время.
В процессе реорганизации мы решаем главную задачу - не потерять ни одного ребенка, реально занимающегося у нас, и ни одного реально работающего педагога. Мы понимаем, что для этого необходим внутренний аудит как содержания, так и финансовой деятельности центра, реальная картина позволит выстроить наиболее эффективную управленческую модель.
Я думаю, что нам удастся реализовать идею, высказанную министром образования Москвы Исааком Калиной на селекторе об уменьшении нагрузки на Службу финансового контроля за счет увеличения лимита доверия к тем образовательным организациям, которые из года в год показывают положительные и стабильные результаты.
Схематично модель эволюции комплекса дополнительного образования «Гермес» ориентирована на развитие объединений, реализующих программы прежде всего углубленного и базового уровней, на базе присоединенных зданий УДО и развитие эффективной сети взаимодействия с образовательными комплексами по программам базового и ознакомительного уровня.
В прошлом году объем внебюджетных поступлений центра «Гермес» составил 20 млн 349 тыс. руб., план этого года ориентировочно 25 млн руб. По общей для всех образовательных организаций модели финансирования центр «Гермес» при соотношении бюджетного и внебюджетного финансирования 1:8 мог претендовать на дополнительную субсидию в сумме около 160 млн руб., но мы осознанно отказались от 80 млн руб. ассигнований в пользу бюджета других УДО, потому что анализ реальной ситуации, как в примере с Центром эстетического воспитания «Моцарт», так и предварительный анализ по центрам, подлежащим присоединению, показывает, что реализуемые программы дополнительного образования часто не соответствуют запросам родителей и детей, требуют серьезной переработки, нужен приток свежих, квалифицированных кадров, необходимо серьезно и глубоко посмотреть на финансы.
За деньги надо отвечать, тем более за государственные. Думаю, что в результате создания комплекса дополнительного образования «Гермес» нам удастся:
- провести оптимизацию ресурсов (кадровых, финансовых, материальных);
- значительно расширить сеть детских объединений преимущественно научно-технической и естественно-научной направленности (мы рассчитываем на увеличение контингента обучающихся практически вдвое);
- увеличить объемы внебюджетки до 25 млн руб в этом году;
- не потерять ни одного реального ребенка и реального педагога;
- сохранить уникальность системы дополнительного образования (постепенно уходя от продленки и латания дыр на базе школ);
- повысить качество предоставляемых услуг;
- полноценно удовлетворить потребности юных москвичей, прежде всего в востребованных, разнообразных и качественных услугах дополнительного образования.

Алексей ЛЫКОВ, директор Центра развития творчества детей и юношества «Гермес»