На одном из совещаний директоров образовательных учреждений столицы министр образования Москвы Исаак Калина назвал наш центр уникальным. Для нас такая оценка не просто приятна и почетна, как приятна и почетна любая похвала требовательного руководителя, нам важна такая высокая оценка потому, что именно к такому пониманию самих себя в образовательном пространстве столицы мы стремились все последние годы. Она стратегически важна для нас именно сейчас, ведь одно дело ты сам себя считаешь уникальным, и совсем другое, когда так считает твой руководитель и учредитель.
Модернизация системы столичного образования, проводимая руководством города в последние годы, в значительной степени поменяла приоритеты, остро обозначила так называемые узкие места в нормативно-правовой базе, финансировании, оценке качества образовательных услуг. Если в общеобразовательной сфере у нас действовал ФГОС, то в области допобразования все оценочные категории базировались в основном на субъективной оценке тех или иных результатов, причем все мы привыкли, что в конечном итоге независимо от этих самых результатов финансирование все равно останется прежним.
В Москве немало замечательных педагогов дополнительного образования, сотни отменных научно-технических, художественно-эстетических, спортивных и прочих кружков, студий, секций, у каждого из них своя судьба, своя история. История «Домисольки» с самого начала была очень уж необычной. «Домисолька» как бренд родилась на на Первом канале ТВ почти 25 лет назад. Тогда молодая композитор и педагог Ольга Юдахина придумала образовательную программу, в которую влюбились российские дети. Рейтинг этой программы был зашкаливающим, не было только рекламных поступлений. Поэтому, потерпев такое положение вещей два года, отцы канала решили, что звать детей в джунгли выгоднее, чем учить хорошему музыкальному вкусу, и Юдахину попросили на выход. Она пришла во Дворец творчества детей и молодежи «Хорошево» к Нине Цулевой, и та разрешила ей создать свой театр песни. Чем мы вместе с Ольгой Юдахиной и занялись. Команда педагогов с самого начала была потрясающая, результаты высокими, востребованность (и по сей день!) сумасшедшая.
Мы развивались в утробе большого ДТДМ до тех пор, пока нам не стало там тесно. В 2007 году решением Правительства Москвы творческо-педагогический проект «Домисолька» превратился в юридически самостоятельный центр детского творчества, в детский музыкальный театр-школу, сейчас в «Домисольке», если считать по объединениям, 3500 детей.
Так получилось, что с самого первого дня своего независимого существования нам не хватало денег. Мы остро ощущали недофинансирование, потому что росли быстрее, чем росло финансирование. У нас не было груза старых административных ошибок, потому что как административная единица мы были молоды, не боялись сделать неверный шаг, ибо были уверены - качество наших образовательных услуг позволит избежать крупных ошибок и потрясений. Недофинансирование же приучило нас жить по средствам.
На сегодня мы почти отремонтировали и перестроили под себя доставшееся нам в плачевном состоянии здание бывшей начальной школы, которое делил с ней полумифический экологический центр, здание, в котором некоторые классы и помещения, включая актовый и спортивный залы, не использовались ввиду опасности их использования. У нас стало тепло, светло и уютно. Наш дом всегда был наполнен детскими голосами и музыкой, но денег нам по-прежнему не хватало.
И тут пришли реформы, так напугавшие многих, но не нас. Мы не боялись реформ, потому что у нас не было ни возможности, ни времени почивать - мы развивались, в этом развитии нам были необходимы новые механизмы, решения, подходы, нам была нужна свобода в энгельсовском понимании свободы - как осознанная необходимость.
Департамент образования послал нам, директорам УДО, недвусмысленный сигнал: «Или изменитесь, или не выживете!» А мы были готовы к этому давно, мы только ждали отмашки. Хотя мы и гордились тем, что в отличие от коммерческих творческих коллективов, которые собирают с детей по 25-30 тысяч в месяц за право потоптаться рядом со звездой в телеэфире, набираем и обучаем своих учеников на бюджетной основе, достигая при этом значительно больших творчески-педагогических результатов, мы понимали - рано или поздно частичного перехода на внебюджетные услуги нам не избежать. В 2012 году мы перевели на хозрасчетное обучение всех дошкольников. Это было непросто, это было страшно, но оправдало себя полностью. Мы не потеряли обучающихся, увеличили их количество за счет увеличения объема предоставляемых образовательных услуг, в частности, мы стали активно развивать сопредельные с нашими основными дисциплинами направления, в первую очередь инструментальное. Внебюджет «Домисольки» в первый же год принес нам около 14 млн рублей.
Параллельно с финансовыми реформами департамент начал изменять подходы к формированию программ, ввел аттестацию руководителей. Мы не задавали вопросов и не кочевряжились, прекрасно понимая, что процесс пошел, нравится нам он или нет - значения не имеет, сойти с поезда - без проблем, а вот заскочить... Во второй год работы с внебюджетом мы заработали более 17,5 млн рублей.  
Совещания, селекторы, учеба, проверки, аутсорсинг, слияния образовательных организаций - все это закружило нас, директоров московского образования, в калейдоскопе событий, меняющихся со все возрастающей скоростью. Но почему-то ни на минуту не покидала уверенность в том, что мы устоим как организация, как часть образования столицы, причем не самая худшая. Желание стать более самостоятельными переросло в уверенность о необходимости действий в этом направлении. Мы опять рискнули, опять департамент нас поддержал, 11 ноября 2014 года Сергей Собянин подписал постановление Правительства Москвы №632-рп об изменении типа государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Центр детского творчества «Детский музыкальный театр «Домисолька» на автономное. Чуть раньше в соответствии с достигнутыми финансовыми в 2013-2014 учебном году показателями руководство департамента довело до нас рассчитанные по общей для всех формуле лимиты бюджетного финансирования на 2014-2015 учебный год - почти 150 млн рублей. Было очень заманчиво оставить их у себя, но мы привыкли жить по средствам, знаем, что в стране сейчас «по средствам» должны жить все бюджетники, да и небюджетники тоже. Мы вернули 115 млн рублей государству. В текущем учебном году планируемый доход от оказания платных образовательных услуг составляет уже около 25 млн рублей. Уверены: если нам и впредь будут доверять, у нас все получится.

Иван ЖИГАНОВ, директор Центра детского творчества «Детский музыкальный театр «Домисолька»