Вячеслав НИКОНОВ, председатель Комитета Государственной Думы по образованию:

Современный мир - это мир знаний, современная экономика - это экономика знаний. Набор тех знаний, компетенций, которыми должны обладать наши дети, сейчас нам даже сложно себе представить. Спрос на очень квалифицированную, разносторонне подготовленную рабочую силу, на специалистов самых разных широких специальностей, безусловно, растет и будет дальше расти, по мере того как экономика все больше будет становиться экономикой знаний. Даже та часть экономики, которая занимается промышленным производством, в огромной степени уже экономика знаний. Мы порой не осознаем, что нефтяная и газовая промышленность - супервысокие технологии в современном мире, наши дети, которым будет принадлежать будущее страны, должны быть очень разносторонне подготовленными, должны иметь самые разные навыки и самые разные сочетания этих навыков. Исходя из нашего Закона «Об образовании в РФ», учитывая международный опыт, мы знаем, что каждый имеет возможность получить уникальный набор знаний и компетенций благодаря дополнительному образованию. Закон «Об образовании в РФ» создает определенные законодательные условия, рамочные для развития системы дополнительного образования. Сейчас мы можем с удовлетворением констатировать, что Правительство Российской Федерации 4 сентября 2014 года утвердило концепцию развития дополнительного образования детей. В этой концепции справедливо отмечено, что образовательную инициативу активно предлагают музеи, библиотеки, новые культурно-выставочные площадки, общественные организации, получили распространение инновационные организационные формы, растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма. Дополнительное образование вызывает и большой интерес учащихся, и большой спрос родителей, которые хотели бы видеть своих детей разносторонне образованными, реализующими свои интересы в самых разных областях.
Мы все хорошо знаем о том, что Президент РФ Владимир Путин большое внимание уделяет вопросам, связанным с образованием в целом и с дополнительным образованием в частности. Во всяком случае об этом шла речь на последнем большом совещании, которое он проводил по вопросам образования в Пензе 15 октября 2014 года в день 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова, есть указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в котором поставлена задача увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, общей численностью детей этого возраста до 70-75 процентов при условии, что 50 процентов должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Надо сказать, что мы в принципе проводили расчеты необходимых для этого средств, и очевидно, что это большие бюджетные ассигнования, которые будут необходимы, для того чтобы обеспечить реализацию указа и очень важной общегосударственной задачи развития системы дополнительного образования. Сейчас все проблемы, связанные с финансированием любой сферы нашей жизни, решаются непросто с учетом известных экономических сложностей, с учетом международной обстановки, с учетом тех санкций, которые действуют в отношении России. Но я уверен, что и президент последователен в реализации своих целей, и все мы, как сообщество, безусловно, должны приложить и приложим все силы, чтобы те указы президента, которые были им подписаны, были реализованы.
Дополнительное образование - это действительно возможность расширить познания во все стороны. Мы никогда не знаем, какие знания и когда нам понадобятся. Я не уверен, смог бы Менделеев изобрести периодическую таблицу элементов, если бы его учителем русского языка в гимназии не был известный наш поэт Ершов - автор «Конька-Горбунка». Естественно, что ритмика, рифма присутствует в периодической системе Менделеева. Чем больше разных знаний, умений, навыков, всего того, что дает дополнительное образование, тем, конечно, гораздо более образованным, эрудированным, подготовленным к жизни становится человек, тем легче он адаптируется к самым разным ситуациям и способен на любом рабочем месте себя творчески проявлять.

Ирина МАНУЙЛОВА, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

Дополнительное образование - самостоятельный вид образования, оно имеет конкурентные преимущества в сравнении с другими видами образования. Расширение возможностей предоставления дополнительного образования для детей в первую очередь может достигаться за счет дополнительных общеразвивающих программ. Специфику дополнительного образования мы не можем не учитывать, вместе с тем надо помнить о том, что содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучения по ним определяет та программа, которую разработала и утвердила организация, которая осуществляет образовательную деятельность, эта самостоятельность способствует вариативности. Сегодня нет ни федеральных стандартов, ни федеральных требований в отношении дополнительных общеразвивающих программ. Самостоятельная разработка образовательной программы для небольших организаций может предоставлять серьезные трудности. Поэтому на заседании экспертного совета мы обсуждали эту ситуацию и считаем, что необходимо создавать банк программ, пользоваться которым могли бы не только отдельные учреждения, он должен быть общедоступным, общефедеральным.
Сегодня у нас вся начальная школа выделяет для себя урочную, внеурочную деятельность, внеклассные мероприятия и внешкольные мероприятия, все это входит в тот норматив финансирования, который сегодня заложен в соответствии с законодательством. Но если посмотреть внимательно, казалось бы, на первый взгляд происходит смешение понятий программ, организаций, деятельности, а если вдуматься, то эта схема на самом деле отражает то реальное многообразие, с которым мы сталкиваемся, потому что урочная деятельность сегодня - это ведь не только работа в рамках учебного класса, это, например, и урок в музее. Если взять внеурочную деятельность, то и здесь есть определенное разнообразие как по типу программ, так и по направлениям деятельности. Это может быть расширенное, углубленное изучение того или иного предмета, но это могут быть и занятия спортом, музыкой - целый спектр занятий, которые реализуют в рамках образовательной программы самой школы.

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования Высшей школы экономики, эксперт комиссии Общественной палаты по развитию науки и образования:

Для нас очень важно видеть предпрофессиональные программы, музыкальные школы, школы искусств, сохранить там нормативно-подушевые принципы в соответствии с 83-м ФЗ, гарантирующие сохранение и трансляцию высоких образцов в сфере музыкальной культуры, художественных, спортивных достижений, художественного творчества. Для нас гибкость в системе финансирования - один из важнейших ресурсов. Есть смысл в пилотных регионах их отрабатывать, распространять эти модели, создав открытый информационный портал с общедоступными ресурсами, который оказывал бы поддержку информационную, консультационную, правовую, но мог бы быть и транслятором лучших практик достижений, которые есть. Мы считаем, что надо снимать «берлинскую стену» между бесплатными и платными услугами, у нас всегда были музыкальные школы и школы искусств на принципах софинансирования. В этом смысле софинансирование семей, софинансирование даже и бизнеса в интересах современных программ очень важно. Мы должны, как профессиональное сообщество, взять на себя ответственность за качество, за безопасность детей в сфере допобразования. Не все там так безоблачно, как нам кажется, из-за того что даже если ребенок тянется к достижениям, если у него есть талант и способности, то очень легко это загубить, не создав каналы перехода. Если ребенок, как мы говорим, не вовремя потолстел или, к сожалению, сломал или подвернул ногу, если заканчивается его спортивная или художественная карьера, то ему нужно предложить иные варианты для развития.

Андрей НИКОЛАЕВ, заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации:

Дополнительное образование детей не стало государственной гарантией, соответственно возникает вопрос определения категорий получателей, которым эту услугу должны оказывать на бесплатной основе. Поскольку нет госгарантии о том, какая категория получателей должна получать эту услугу на бесплатной основе, в логике указа Президента РФ нам есть над чем поразмыслить, потому что можно изобретать модель, похожую на выделение контрольных цифр приема, можно вкладываться в инфраструктуру, но соответственно если мы вкладываемся в инфраструктуру и тратим даже огромные деньги, то это совершенно не значит, что с точки зрения получателей услуг - детей и домохозяйств - эта услуга для них будет бесплатной. В рамках концепции развития дополнительного образования можно ставить многие задачи, в том числе очень важно в рамках развития этой концепции развить и раскрыть положения Указа №599 Президента Российской Федерации, где у нас написано, что 50 процентов должны обучаться за счет бюджетных ассигнований, ответить на вопрос: «50 процентов кого?» Есть краткосрочные программы, есть долгосрочные программы, есть затратные, есть менее затратные, то есть здесь очень много таких вопросов, над которыми действительно нужно очень хорошо подумать. У нас действительно сейчас есть хорошая конструктивная возможность реально подумать над тем, каким образом обеспечить выполнение как этого указа, так и вообще целевой задачи, которая, наверное, имеет еще более широкие рамки.

Владимир ЯБЛОНСКИЙ, Агентство стратегических инициатив:

Если в ближайшие годы мы не сделаем каких-то очевидных конкретных шагов, для того чтобы восстановить ту очень хорошую систему дополнительного образования, которая у нас была в советское время, построить что-то новое, то, к сожалению, мы не можем рассчитывать на то, что те задачи, которые поставил наш Президент Владимир Путин в своих указах по охвату детей, будут реально выполнены в ближайшие годы. У нас сегодня отсутствует паритет между теми услугами, которые мы можем предложить технологически на той материальной базе, которая у нас осталась в нашем муниципальном секторе, и тем, что хотят родители. Родители хотят услуги медиаобразования, робототехнику, совершенно другие технологии и компетенции, которые могут им передать педагоги, которые должны этими компетенциями владеть. Сегодня, передавая средства в образовательные учреждения, в школы на услуги дополнительного образования, мы в рамках сетевого взаимодействия можем привлекать и негосударственных поставщиков.

Наталья ТИПЕНКО, генеральный директор Центра универсальных программ:

Статья 15 закона «Об образовании в РФ» дает основу для развития межсетевой деятельности, для того чтобы учреждения допобразования могли на законных легальных основаниях получать часть средств из общеобразовательных учреждений, предоставляя определенные услуги. На сегодняшний день есть три вида договоров, три формы взаимодействия, которые могут существовать между учреждениями допобразования и общеобразовательными учреждениями, но пока нет никаких законных оснований для того, чтобы передать часть часов из общеобразовательных учреждений в учреждения дополнительного образования, сопровождая это дополнительными деньгами. Нужна ли дополнительная лицензия учреждениям дополнительного образования на реализацию программы общего образования? Возможна ли передача по договору части средств школой по соглашению на выполнение задания учреждению дополнительного образования? Если эта передача средств осуществляется, то как осуществляется учет этих средств в учреждениях допобразования? Обращая внимание на дополнительные финансовые ресурсы, мне кажется, что необходимо проработать все элементы, все те возможности, которые нам дает Закон «Об образовании в РФ», и развитие тех форм, которые там предполагаются.