При этом не надо забывать, что дети в Доме творчества начинают учиться с нуля, то есть не имея никакого представления о том, как стоящие перед ними шахматные фигуры двигать по черно-белым клеткам. Каким же надо обладать педагогическим мастерством, чтобы эти неумехи через несколько лет стали разрядниками, победителями международных турниров! Какова система обучения, применяемая педагогами? Какие педагогические приемы используются в работе с учениками? Одного из педагогов Дома детского творчества «Измайловский», достигающих таких высоких результатов, мы сегодня и представляем нашим читателям.
Ольга Михайловна Стяжкина, методист и педагог высшей квалификационной категории, мастер спорта СССР по шахматам, женский международный гроссмейстер, спортивный судья всероссийской категории по шахматам, серебряный призер первенства Европы и двукратная чемпионка первенства России среди клубных команд, пятикратная чемпионка Санкт-Петербурга. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, удостоена премии правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Санкт-Петербурга», лауреат районного конкурса педагогических достижений в номинации «Специалист в области воспитания и дополнительного образования детей», победитель регионального этапа IX Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования.
Так получилось, что с шахматами оказалась связана вся ее сознательная жизнь. В далеком 1976 году, когда Ольге Михайловне было всего шесть лет, родители привели ее в шахматный кружок Дома пионеров и школьников Московского района. Там в течение 10 лет она прошла путь от новичка до мастера спорта, последовательно преодолевая ступени совершенствования.
В составе сборной Ленинграда девочка принимала участие сначала в спартакиаде школьников, а затем в юношеских играх тогда еще Советского Союза. Тихая, скромная, в школьные годы Ольга и не думала о профессиональной спортивной карьере. Шахматы для нее были только увлечением. А когда после окончания школы пришло время выбирать будущую профессию, она поступила в Ленинградский институт авиационного приборостроения на факультет «Робототехнические системы».
Однако параллельно с учебой в вузе Ольга продолжала активно участвовать в соревнованиях, три раза становилась чемпионкой Ленинграда, а победив в нескольких международных турнирах, стала международным мастером спорта по шахматам.
В 1993 году ей снова пришлось делать выбор, теперь уже после окончания института: продолжить карьеру профессиональной спортсменки или поступить в аспирантуру и заняться научной деятельностью, благо красный диплом давал ей этот заманчивый шанс. Она выбрала шахматы. Почему? Потому что к тому времени уже поняла, как прав был один из сильнейших шахматистов мира начала ХХ века Савелий Тартаковер, сказавший, что шахматы, как любовь и музыка, могут сделать человека счастливым...
Ольга много и успешно выступала в соревнованиях, а в 1994 году стала одновременно международным гроссмейстером и женой заслуженного тренера России Вячеслава Николаевича Стяжкина, который был ее первым наставником в Доме пионеров и школьников Московского района. Естественное желание молодоженов проводить как можно больше времени вместе привело Ольгу Михайловну в 1996 году на работу в Дом детского творчества «Измайловский», где Вячеслав Николаевич возглавлял шахматный отдел.
Вот так профессиональная шахматистка оказалась вовлеченной в педагогический процесс. За ее спиной были фундаментальные знания предмета, опыт общения с ведущими шахматными тренерами России и мира и... полное отсутствие педагогических знаний. «Как же при этом обучать детей шахматному искусству быстро, увлекательно и с самого начала правильно?» - думала Ольга, с огорчением признаваясь сама себе в том, что занятия, к которым так тщательно готовилась, проходили монотонно, не вызывая особого интереса детей. Понадобилось время, чтобы осознать - настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания обучающегося и вместе с ним совершить восхождение.
Снова и снова вспоминала каждого своего воспитанника, особенности его характера, восприятие занятий. Да, все дети разные, а общее у них что? Вероятно, желание получить удовольствие от шахматной партии, испытать радость победы. Не это ли побуждало ее саму постоянно совершенствоваться в игре, постигая все новые высоты? Все это называется психологией восприятия, где удовольствие - основная составляющая силы мышления. Люди, подхваченные ею, испытывают состояние увлеченности, когда время останавливается и ничего вокруг не существует.
«Рождение нашей дочери Ани совпало с началом моей педагогической деятельности, - рассказывает Ольга Михайловна. - Первые шаги на пути постижения шахматного искусства Аня начала делать в возрасте четырех лет. Сейчас ей семнадцать: она международный мастер по шахматам, имеет балл международного гроссмейстера, многократная чемпионка мира, Европы, России в различных возрастных категориях, член юношеской сборной России. Сын Никита в шесть лет выполнил норму второго разряда по шахматам и стал победителем европейского юношеского Гран-при среди мальчиков до восьми лет. Именно на своих детях я начинала апробацию современных педагогических технологий, в первую очередь компьютерных, и параллельно внедряла их в образовательный процесс».
Уже несколько лет занятия со своими воспитанниками Ольга Михайловна проводит с применением технических средств обучения (интерактивной доски) и информационно-коммуникационных технологий, таких как компьютерные шахматные информационно-поисковые программы ChessBase и Chess Assistant, шахматные электронные базы данных и энциклопедии, компьютерные обучающие шахматные программы. В период подготовки и участия воспитанников в городских, всероссийских и международных соревнованиях используются элементы дистанционного обучения: с помощью интернет-технологий проводится индивидуальная подготовка к встрече с соперником. Анализ и диагностику качества обучения каждого своего воспитанника Ольга Михайловна проводит в форме тестирования после изучения очередного раздела теории шахмат. Таким образом отслеживается динамика индивидуального рейтинга обучающегося. Применяемая ею организация образовательного процесса позволяет максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности каждого ребенка и дает возможность выбора содержания, форм, темпов и уровней обучения.
Как считает Ольга Михайловна, путь к успеху лежит через мотивацию и поддержание интереса к шахматам. При этом мотивация у каждого воспитанника может быть своей. Главное - найти ее, заинтересовать ребенка, поставить перед ним достижимую для него цель. Тогда придут результаты, пойдет процесс спортивного совершенствования.
Педагогу и самому необходимо периодически испытывать чувство победы. Тогда восстанавливаются силы, чувствуешь, что имеешь право учить. Так, в текущем году Ольга Михайловна заняла второе место в чемпионате Санкт-Петербурга по быстрым шахматам среди женщин и третье в международных шахматных турнирах в Чикаго (США) среди женщин и в Искье (Италия).
По своему спортивному опыту Ольга Михайловна знает, что лучшие минуты в жизни наступают тогда, когда тело и дух неимоверно напряжены в стремлении добиться чего-то очень трудного, но, несомненно, стоящего затраченных усилий. И каждый раз кажется, что не испытывала большей радости от своей победы.
Человек так устроен: дай ему почувствовать, что его заметили, оценили, ждут, что он может блеснуть еще больше, еще ярче, результат скажется незамедлительно. Поэтому Ольга Михайловна берет всех, кто к ней приходит. Но как-то так оказывается, что все дети талантливы, чему доказательство множество побед в различных соревнованиях - от районного до международного уровня. К примеру, Дима Астахов в этом году занял первое место (категория до 12 лет) в 5-м Интерконтинентальном школьном шахматном чемпионате в Чикаго (США), Миша Свердлов - второе место в Турнире С в международном шахматном фестивале «3 Interchess CUP - 2014», Фридек-Мистек (Чехия), на том же шахматном фестивале Миша Свердлов, Никита Стяжкин, Аня и Саша Васины заняли первое место в составе команды ДДТ «Измайловский».
«Шахматы - это игра, результатом которой является победа, ничья или поражение. Как сделать, чтобы проигравший не потерял интерес к шахматам?» - спрашиваю я Ольгу Михайловну.
«Когда ребенок проигрывает, задача педагога - поддержать его примерно такими словами: «Без поражений не бывает побед! Да, я вижу, у тебя еще есть слабые места, давай вместе разберем ошибки. Я приготовлю тебе специальные упражнения, попробуй решить их самостоятельно. Твой уровень сразу вырастет. Уверена, что у тебя все получится!» То есть воспитаннику сразу должна быть дана установка на преодоление. С точки зрения психологии поражение или ошибка - это возможность для развития. И это самое главное, что воспитанник должен понять», - говорит Ольга Михайловна.
Таким образом, совершенствуя свое профессиональное мастерство, она вывела для себя три принципа обучения своих воспитанников: доступность изложения материала, формирование у детей стойкой мотивации и интереса к занятиям, восприятие обучающимися поражений как возможности для дальнейшего совершенствования.
Но вот что ее беспокоит. Сейчас в детских шахматах произошла коммерциализация. Широко применяется система грантов, стипендий, денежных призов в детских соревнованиях. Это привело к тому, что во главу угла часто ставится достижение спортивного результата любой ценой, не считаясь с какими-либо нормами морали. На шахматных соревнованиях возникают случаи подсказок детям педагогами и тренерами, случаи «читерства» (получение информации с помощью телекоммуникационных средств), оказание психологического давления на детей. Но бывают ситуации и более спорные. Это, например, правило «тронул - ходи» или игра на время в ничейной или проигранной позиции. Здесь ребенку приходится решать сложный для себя вопрос: нужно ли сбивать флаг сопернику в ничейной или проигранной позиции, необходимо ли требовать от соперника, чтобы он пошел фигурой, до которой случайно дотронулся? Каждый для себя решает этот вопрос сам. Внутренним убеждением Ольги Михайловны является спортивный принцип честной игры, который она прививает своим воспитанникам, так как не приемлет результат любой ценой. И это является ее четвертым принципом. Ведь цена часто оказывается слишком большой - поломанные детские души.
Еще Ольга Михайловна считает очень важным вовлечение родителей своих воспитанников в образовательной процесс. Помнит, что, когда сама начала играть, тренер сумел создать потрясающий коллектив единомышленников, в который входили не только дети, но и их родители. Вместе ездили на соревнования, в спортивные лагеря, проводили свободное время, родители вместе с детьми играли на турнирах, обсуждали шахматные проблемы. Все это теперь есть и у Ольги Михайловны. К тому же в шахматном отделе Дома детского творчества «Измайловский» ежегодно проводятся семейные шахматные турниры, совместные выезды, праздники, соревнования. И это потому, что пятым принципом своей работы Ольга Михайловна считает необходимость вовлечения родителей в шахматную жизнь их детей.
Так прошло уже более пятнадцати лет педагогической работы Ольги Михайловны. Это были интересные годы радости и разочарований, раздумий и поисков. Она уже многого добилась, но еще больше ей хочется сделать, ведь уметь играть в шахматы - это значит стараться играть еще лучше, и этому Ольга Михайловна учит своих воспитанников.

​Лариса ВИНОГРАДОВА, методист Дома детского творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга