Материально-технически сельские школы сегодня оснащены. Но устаревание кадров и отсутствие молодых учителей в сельских школах - реальная проблема.
Для ее решения в Иркутской области двенадцать лет назад был проведен эксперимент. Наш Ангарский педагогический колледж осуществлял набор студентов из сельских школ. Исследования показали - к нам шли учиться в 92% случаев мотивированные на получение педагогического образования абитуриенты, многие из которых, в среднем 56%, были из семей учителей. Образовательный процесс осуществляли как преподаватели колледжа, так и филологического факультета, Института математики и экономики Иркутского государственного университета. В колледже была разработана покурсовая система для формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях школ их малой родины, которая включала в себя условия для личностно-профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации формирующихся специалистов. После четырех лет очного обучения в колледже выпускники на основании договоров о двуступенчатой подготовке специалистов зачислялись в университет на заочное обучение. И, как показали итоги этой работы, сегодня в сельских школах закрепились и успешно работают наши выпускники - учителя математики, русского языка и литературы, информатики, иностранного языка, которые вернулись домой и успешно занимаются педагогической деятельностью на селе. Директора сельских школ к нам до сих пор обращаются с заявкой на подготовку указанных специалистов, но сегодня эта возможность закрыта. Из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, из раздела «Образование» исключены «математика», «русский язык и литература», «иностранный язык», «информатика», а ведь это была одна из реальных возможностей для решения проблемы нехватки учителей для школ.
Сегодня колледж готовит воспитателей детей дошкольного возраста, учителей начальных классов, которые идут работать по специальности. Система среднего профессионального педагогического образования эффективно обеспечивает постепенное вхождение специалиста в педагогическую деятельность. Но мне кажется, педагогические колледжи России способны и имеют хорошую базу и для реализации первой ступени в подготовке важных для школ специалистов - учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы.

Людмила СИДОРОВА, директор Ангарского педагогического колледжа, Иркутская область