Методические рекомендации:
1. Представлены две технологические карты изготовления сувенира-игрушки «Козлик». Первый вариант можно выполнить из полимерной глины АРТИФАКТ или пластилина ГАММА. Второй - из фоамирана, ткани, цветной бумаги или картона, тонкого фетра и т. п. В общем, что найдется под руками.
2. Получившихся козликов можно использовать по-разному: магнитик на холодильник, брелок, игрушка на елку, аппликация на одежду. Все выкройки даны в натуральную величину. При желании их можно увеличить и выполнить более крупное изделие - панно, мягкую игрушку и т. п.

Виртуальная экскурсия «Вятский сувенир», выкройка игрушки «Козлик», одна из двух технологических карт размещены на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_
article/882.

Целевая аудитория: учащиеся 1-5-х классов (и все желающие более старшего возраста).
Цель: приобщение учащихся к народным промыслам Вятского края.
Задачи:
1. Ознакомить с процессом изготовления традиционной дымковской игрушки через сказку.
2. Выполнить сувенир в стиле дымковской игрушки из нетрадиционных материалов.
3. Повысить интерес к изучению народных промыслов России.

Ход занятия
1. Актуализация. Сегодня мы совершим путешествие в город Киров Кировской области. Этот край издавна славится различными народными промыслами. Вспомните, какие народные промыслы вашей местности вам известны? Какие предметы этих промыслов есть у вас дома?

2. Экскурсия по городу Кирову. Давайте посмотрим, как выглядит современный город Киров, бывшая Вятка, - центр изготовления дымковской игрушки. В этом году городу исполнилось 640 лет. Слайд 2. Просмотр по гиперссылке.

3. Сказка о Дымке. Об истории возникновения дымковской игрушки сложено немало легенд и написано много книг, а мы с вами послушаем небольшую сказку-версию о том, как возникла дымковская игрушка. Слайд 3. Просмотр слайдов по щелчку.
4. Физкультминутка. Слайд 6.
5. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Сегодня мы изготовим вятский сувенир «Козлик», но не из глины, как это принято, а из более доступных нам материалов. Перед тем как выполнить работу, давайте вспомним правила техники безопасности. Слайд 4.
6. Практическая работа: изготовление вятского сувенира «Козлик». Слайд 5.
7. Кроссворд. А сейчас давайте проверим, что вы узнали о дымковской игрушке. Попробуем разгадать кроссворд. Слайд 7.

8. Заключение. Сувенир, который мы с вами изготовили, - символ 2015 года. Если он вам понравился, можно смастерить таких козликов для своих близких, друзей и порадовать их в праздник. Желаю вам удачи!

9. Ресурсы. Слайд 8.

Сказка о Дымке
Жил-был в слободе Дымково около города Вятки паренек Василий. С виду обычный парень, но очень мечтать любил. Вот лежит он однажды на печке и мечтает: «Была бы у меня жена хозяйственная, пекла бы мне каждый день пироги да калачи. Детишки бы по дому бегали да не озорничали». И мечтал бы он так и по сей день, если бы бабушка ему не присоветовала: «Мечта, милок, сбудется, если ей помогать во всем. Слезь с печи да займись делом!»
Пошел Вася прочь из дома, разобиделся на бабушку. Шел, шел, оступился и упал в грязь. Осмотрелся, почесал макушку, и пришла ему светлая мысль. Сколько грязи под ногами просто валяется, а это ведь не простая грязь, а красная глина. Ее на Вятке видимо-невидимо. «Возьму я кусок глины да попробую что-нибудь смастерить. Глядишь, и делом займусь». Принес Вася глину домой. Бабушка заворчала: «Не было печали, да грязи притащил».
 Сидел Вася целую неделю. Лепил да ломал и все думал, что бабушка сказала о мечте. Слепил дом, полный детишек и гостей, стол с дымящимся самоваром и пирогами и, конечно, жену-хозяюшку. Но на этом не остановился, налепил игрушек, свистулек, индюков нарядных. Пока лепил, первые фигурки просохли, и для прочности Васек поставил их в жаркую печь. После печи игрушки стали звонкие да прочные, ни за что не сломаются. Навел мел с молоком и побелил все заготовки. Стали они словно из снега вылепленные. Намешал Вася краски на яичном желтке. Слыхал он от умельцев, что так краска становится долговечной и несмываемой и называется темперой. Расписывать игрушки Вася позвал в помощь бабушку. Вдвоем работа пошла быстрее и веселее. И вот на столе заиграли нарядами барыни, индюки, лошадки, птички-свистульки. А бабушка говорит: «Куда мы с этим добром сейчас? Поехали на ярмарку в Вятку, там и покажем наше мастерство, может, кто купит?»
На ярмарке народу - не протолкнуться, но игрушки все сразу заметили. Набежал народ и стар и млад, расхватали за пять минут. Подходит к Васе девушка, скромно глаза опускает и говорит: «Не осталось ли у вас еще хоть маленькой игрушки? Уж очень они мне приглянулись». Вася пошарил в мешке и достал маленького козлика, который случайно застрял в уголке ткани.
А что было дальше, вы и сами догадаетесь. Мечта тогда сбудется, если ей помогать во всем.
Вот и сказке конец, а кто присказку понял, молодец.

​Ольга КУЗНЕЦОВА, учитель изобразительного искусства средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №48 города Кирова

Меры безопасности
1. Термообработку ПЛАСТИКИ должны проводить только взрослые
при включенной вытяжной вентиляции.
2. Не используйте для обжига ПЛАСТИКИ микроволновые печи.
3. Не превышайте температуру и время термообработки, указанные
в инструкции.
4. Не вынимайте модель из духового шкафа до полного остывания.
5. Избегайте контакта необожженной ПЛАСТИКИ с пластмассовыми
поверхностями во избежание возможной химической реакции.
6. После обжига изделий из ПЛАСТИКИ промойте духовой шкаф.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ножницами, у которых ослаблено шарнирное крепление.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
 
Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно.
2. Наносите клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно в глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.
5.  По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Физкультминутка

1. Ну-ка руки подними и, конечно, опусти.
2. Потихоньку покружись, а теперь земли коснись.
3. И животик свой потри. Раз, два, три. Раз, два, три!