Мне кажется,  что ничего принципиально нового в этом для  нас  нет. Формировать  личность, полезную для общества, всегда было великой целью педагога. Воспитание в любых формах должно пронизывать весь процесс обучения, и достижение  предметных  результатов поставлено в прямую зависимость от личностных результатов ученика, то есть от успехов его личностного развития, роста.
Итак, воспитываем личность, то есть человека, осознающего себя, внешний мир и свое место в нем. Важнейшие признаки личности - это разумность, личное достоинство, индивидуальность, свобода выбора и чувство ответственности за выбор и поступки. Личность  - это приобретенное качество. Личностью человек не рождается, а становится в процессе всей жизни. Фундамент личности закладывается семьей, социальной средой и усилиями педагогов.
В педагогике личность - объект и субъект педагогического процесса.
Профессионализм педагога - это прежде всего его собственная личность, в которую вложены огромный труд, любовь к детям, опыт, дающий мудрость... И это в идеале формирующаяся личность - ежедневно обучающая и обучаемая. А в реальности, может быть, и выгорающая?  Как с этим быть?
Чтобы  не выгорать на такой работе, учителю требуется осознание  своей миссии, любовь к своему делу.  Только  это  держит   его  на высоком профессиональном уровне, а не   постоянно декларируемое на словах и ничтожное на деле повышение зарплаты или ее поощрительной части!
В этих условиях  мы  стараемся добиться высоких личностных результатов учащихся.
Добиваться нужно, это бесспорно. И первый наш инструмент - педагогическое мастерство, эффективные педагогические технологии, интересные методы, увлекательные приемы, нестандартные формы занятий.  Вариантов множество, и чтобы  накопленный и передаваемый другими опыт органично соединился с твоим собственным, нужно  определить для себя ведущую методическую идею.  Ведь личностные результаты - это результаты деятельности ребенка в предлагаемых условиях. Моя идея: должны быть созданы условия, вызывающие эмоциональное переживание ученика,  это переживание закрепляется соответствующим действием, внешним или внутренним. Нравственный выбор - основа такого действия.  
Например, следует активнее внедрять коллективные формы работы, где определяется ответственность каждого за общий результат. Это метод проектов, так успешно применяемый многими педагогами. Это организация дискуссий и диспутов, где формируется нравственная оценка. Это умело построенный диалог, где оттачиваются коммуникативные умения. Это и постоянная работа с текстом, вызывающим самостоятельную мысль ученика.
Для учителей-словесников сам предметный материал,  текст прежде всего - это  средство  формирования личностных  качеств, и с текстом можно работать разными способами. Сначала читать - выразительно, вдумчиво, медленно, комментируя, используя приемы инсерта, кластера, структурируя текст планом, конспектом. Далее размышлять: в беседе и полемике, в игровых-ролевых формах урока, путем создания презентации, доклада, сообщения и т. п. И на этой основе создавать собственные тексты и другие творческие работы, где личность ученика находит  полное выражение.
С формами и методами работы определиться легче всего: было бы только желание совершенствовать свою работу и перенимать плодотворный опыт. А как быть с измерением личностных результатов?
Личностные результаты - это результаты духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется путем создания условий для развития детей, организацией их деятельности. Что предлагается в качестве объекта оценки личностных результатов? Прежде всего самоопределение ребенка  как гражданина, как ученика, как человека (хорошего и с недостатками, успешного или не очень). Оценивается  и  мотивация учебной и иной деятельности. Подлежат оценке  и соблюдение моральных норм, система нравственных ценностей развивающейся  личности ребенка.
Еще древние убеждали: «Познай самого себя». Верно: часто мы живем совершенно бессознательно, плывем по течению. Но есть главнейшая наука для человека - самостроительство, самосовершенствование, попытка вести себя осмысленно и пролагать в дебрях жизни собственную дорогу, сопротивляясь негативным воздействиям и преградам.  
Я, учитель, организую этот процесс самовоспитания и наблюдаю за ним. Каким образом?
С чего начинается самовоспитание подростка? С тяги к идеалу, со стремления подражать образу совершенства, то есть положительному примеру. «Делать жизнь с кого» - без этой отправной точки невозможен личностный рост. Моя задача - дать представление о привлекательных для  ребенка образцах человеческого поведения, о достойном образе жизни, о лучших чертах характера, которые можно в себе воспитать. Иными словами,  помочь сформировать идеалы, ценности, гражданскую позицию.
Преподаваемые мною предметы - русский язык и литература - как раз отвечают этой задаче. Они несут мощный воспитательный заряд. Другое дело, если этим идеалам чести, добра противостоит наша «гнусная расейская действительность», когда вечные ценности становятся мертвыми для наших учеников (среда влияет, бездуховность некоторых  родителей, цинизм СМИ, падение уровня культуры в обществе).  И здесь единственным инструментом на уроке становятся личность самого учителя, его собственная вера, его нравственные принципы, которые проявляются в культуре человеческого и педагогического общения. Поэтому, повторюсь, первой моей задачей я считаю СОБСТВЕННЫЙ личностный рост и непрерывное самовоспитание и самообразование. Нового здесь ничего нет. Это классика успешной педагогики.
А почему  же тогда мы сплошь и рядом наблюдаем и пожинаем  «плоды просвещения», так сказать, обратные нарисованной прекрасной картине?  Потому что  мы вынуждены осуществлять воспитание  качеств  совершенной  личности с планируемыми идеальными результатами в условиях двойных стандартов.
Во-первых, субъект-субъектная педагогика и новая система оценивания личностных результатов предполагает РАВНУЮ ответственность сторон учебного процесса. Сейчас  ответственность за результат несет только учитель, но не ученик и не его родители. Ученикам, не желающим учиться,  предоставлена возможность  без особого умственного напряжения  благополучно  просидеть положенные годы за партой и получить такой же аттестат, что и их старательные и одаренные сверстники. Оценки в  этом документе для  них большой роли не играют, была бы соблюдена необходимая форма! Оценки важны для учителя: ведь согласно сегодняшним критериям оценивания учительского труда успехи  или  неуспехи его учеников не столько их ЛИЧНЫЕ заслуги, сколько заслуги или плохие профессиональные качества самого педагога. Это действительно верно, но лишь до известной степени. Нельзя же превращать  этот критерий в абсолют, как  это делается  сейчас, и одновременно  заботиться о личностном росте ученика! К каким  отрицательным результатам  приводит  эта  практика,  мы хорошо ощущаем на себе: система заставляет нас лгать и приспосабливаться, а у детей вырабатывает безответственность, паразитизм, лживость, тунеядство.  
Во-вторых, из школы ушла объективная оценка, что развращает учеников и их родителей, учителей лишает точки опоры и эффективности педагогической работы. Основа  учения - непрестанный труд, вот к чему должен быть готов ребенок. Но какова ценность  этой нашей «оценки» в условиях непрекращающейся процентомании? Всемогущая и широчайшая тройка! Она скрывает действительные двойки и может быть в одном шаге от четверки. Я выражаюсь ученическим языком, и, думаю, все понимают, о чем я говорю. Ученик у нас может не учиться, и ему поставят эту самую тройку  все равно!
Мы лжем чиновникам (почему,  надо спросить у них), мы лжем самим себе, мы лжем ученикам - и это самое страшное.  На этом песке лжи  мы пытаемся вырастить достойную личность? Надо опомниться! В основание нашего образования надо положить краеугольный камень ПРАВДЫ, и лишь на этом фундаменте можно работать эффективно, добиваясь действительно  высоких личностных результатов.

​Екатерина КРУГЛОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №29 города Калининграда