Кому-то покажется эта установка чистым романтизмом, однако если посмотреть внимательно, то за ней стоит столь свойственный нынешнему времени прагматизм. Ведь отдельный успешный человек всегда появляется через другого: людей, которые его окружают, место, в котором он живет, страну, на благо которой он трудится.
Жизнь в условиях информационной среды часто культивирует философию потребления. Лозунг «Бери от жизни все» иногда становится смыслом жизни не только для молодых, но и для взрослых людей.
Я не отрицаю, что для любого человека важны материальные блага и комфорт, но может ли это стать тем, ради чего живет человек? Может ли «человек потребляющий» «звучать гордо»? На мой взгляд, предназначение человека - созидание. Человек как личность может состояться только через труд и служение идеалам. Способности к осознанному самоограничению, преодолению трудностей, возникающих на жизненном пути, - неотъемлемые составляющие зрелого человека.
Однако высокие замыслы не могут быть осуществлены без их реального воплощения в практике. Служение тогда эффективно, когда оно выражается в конкретных поступках и делах. Ответственности за выбор, способности достигать поставленных целей, самоорганизации, организации других мы и должны учить подрастающее поколение. Иными словами, сегодня задача воспитания состоит в формировании человека не только успешного в современном мире, но и ответственного за этот мир.
Именно с формированием у ребенка важных личностных качеств связано кадетское образование. При этом многие родители, отдавая своего ребенка в кадетское образовательное учреждение, не всегда готовы, чтобы их ребенок в будущем стал военным человеком. Наверное, в этом нет ничего плохого, потому что экскурс в историю кадетского образования показывает, что окончание кадетского учреждения во все времена готовило человека не только к успешной военной, но и к успешной гражданской карьере. Еще Екатерина II говорила, что кадет готовят не только для войн, что они могут быть теми, кем пожелают, выбрав себе поприще по собственным вкусам и наклонностям. Тому, что это всегда было так, много примеров. Есть в истории кадетского образования выпускники, ставшие блестящими полководцами, - М.Кутузов, П.Румянцев, Ф.Ушаков, П.Нахимов. Но есть среди выпускников известный писатель, лингвист, фольклорист, врач, автор знаменитого словаря В.Даль, академик, автор скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге П.Клодт, живописцы Н.Ярошенко, П.Федотов, В.Верещагин, композиторы А.Скрябин, В.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков. Все это люди, по большому счету успешно служившие России и своей деятельностью прославившие ее. Отечеству всегда была нужна элита государственников, готовых не на словах, а на деле служить стране. Эта элита не могла состоять только из детей именитых семей, поэтому в кадетские учреждения поступали дети из различных сословий.
В современной ситуации, прежде чем говорить о развитии кадетского образования, необходимо уточнить его содержание и форму. Содержание кадетского образования - реализация учебного и воспитательного процессов, а форма - те институции, в которых эти процессы разворачиваются.
Сегодня в Москве кадетское образование реализуется в двух основных формах - это кадетские корпуса и кадетские классы. Кадетский корпус - школа-интернат с круглосуточным пребыванием детей. Такая форма получения кадетского образования наиболее эффективна только в одном случае, если корпус находится в структуре федерального силового ведомства, будь то Министерство обороны РФ, МЧС, МВД РФ или Следственный комитет. По сути, такие корпуса не должны ничем отличаться от суворовских училищ, поступать туда могут ребята, уже сделавшие свой осознанный выбор и готовые продолжить военную службу в том или ином силовом ведомстве. Опыт передачи кадетского корпуса из системы Департамента образования Москвы Следственному комитету Российской Федерации наиболее ярко демонстрирует положительный эффект в улучшении качества кадетского образования.
Но, находясь в системе Департамента образования, кадетский корпус, к сожалению, часто приобретает все черты обычной школы-интерната, отделяющей одних детей от других. Сегодня уже очевидно, что разделение детей по их социальному, национальному, физическому и иному статусу очень быстро приводит их к изоляции и дальнейшим  трудностям в социализации, а ведь им предстоит жить и работать всем вместе, в одном обществе. И наоборот, как говорит министр образования Москвы Исаак Калина: «Ничто не объединяет людей больше, чем их общее совместное детство». Поэтому одним из направлений развития кадетского образования в Москве стала передача восьми кадетских корпусов в ведение федеральных силовых ведомств.
В столичной системе образования наиболее оптимальной и перспективной формой реализации кадетского образования сегодня стали кадетские классы в крупных образовательных комплексах. Только в 2014-2015 учебном году в многопрофильных образовательных учреждениях открыты 70 кадетских классов, которые стали одним из видов предпрофильного и профильного образования. Такая идея появилась у директорского корпуса и ветеранской общественности в апреле 2014 года. Уже в мае мы получили 114 заявок от школ на открытие таких классов, летом без какой-либо дополнительной рекламы кадетские классы были полностью укомплектованы.
Образование в кадетском классе в отличие от кадетского корпуса более личностно ориентировано и свободно с точки зрения последующего самоопределения ребенка. Для нас это принципиально важно, потому что, учитывая специфику возрастных особенностей детей, мы должны дать им возможность не только свободного входа в профиль, но и перехода из него. Если у ребенка будет такая необходимость или желание, если вдруг он понял, что не хочет получать военное образование, а решил стать филологом или врачом, тогда в том же многопрофильном образовательном учреждении он может снять форму и легко перейти в другой профильный класс в одной параллели. Если ребенок обучается в кадетском корпусе, то такое решение связано со сменой учебного заведения, что не всегда просто для него и его родителей.
Руководство образовательных учреждений серьезно отнеслось к формированию кадетских классов, набирая туда ребят, в первую очередь годных по здоровью, ведь кадеты занимаются строевой и физической подготовкой. Кадетские классы не открывали там, где не было предварительного сотрудничества с одним из силовых ведомств и профильным вузом. Это принципиально важно, потому что в самом процессе профилизации нужно реализовывать кластерную систему. На модели кадетских классов в целом апробируют модель профилизации. Руководители образовательных учреждений очень быстро пришли к тому, что соглашение о профильном образовании должно быть как минимум четырехсторонним: школа - профильный вуз - профильное ведомство, которое сотрудничает с вузом (возникает своеобразный кластер), - плюс ветераны, которые могут передать свой опыт подрастающему поколению. Пятый партнер в соглашении - военный комиссариат, который направил генералов-наставников для патроната каждого кадетского класса.
При профилировании базового учебного плана необходимо определить профильные предметы, например, увеличенные часы истории России должны быть у всех кадетских классов, а вот объем математики или биологии должен зависеть от того, на какое ведомство спрофилирован кадетский класс. Если, скажем, на службу внешней разведки, то помимо истории кадету необходимо знание нескольких иностранных языков. Разработка и профилирование базового учебного плана - большое искусство и ответственность образовательного учреждения, так как этот учебный план может стать более привлекательным для детей и их родителей и как следствие повысить качество образования. В разработке такого учебного плана должны участвовать не только педагоги и администрация образовательного учреждения, но и представители профильного ведомства и высшего учебного заведения.
При открытии кадетских классов город взял на себя дополнительное финансирование ставки воспитателя кадетского класса и приобретение форменного обмундирования. Воспитатель в режиме полного дня должен встречать кадет перед началом общих учебных занятий, после занятий сопровождать ребят до вечера. Во второй половине дня кадетам необходимо освоить минимум три различных модуля. Во-первых, кадету нужно время на самоподготовку, он должен сделать домашнее задание. Во-вторых, для кадет обязательны строевая и физическая подготовка, и тут нужно так выстроить эти занятия, чтобы ребятам было интересно. В-третьих, кадетам нужно предложить программы дополнительного образования, которые отвечают трем критериям: они должны быть интересны детям, дополнять и расширять базовый профиль стандарта и соответствовать профилю ведомства.
Кроме прочего воспитатель кадетского класса должен суметь увлечь детей в практическую деятельность, которая, по сути, станет базовой моделью воспитывающей деятельности. Это могут быть туристические или поисковые отряды, музейная педагогика, волонтерское движение и многое другое. Принципиально важно, какую базовую модель воспитания образовательное учреждение выбирает для своего кадетского класса. Базовая компетенция воспитателя заключается в том, что он должен уметь формировать условия и погружать ребят в те события, которые целенаправленно формируют в них устойчивую ценностную платформу. Воспитатель - своеобразный творческий диспетчер, коммуникатор, модератор тех коммуникаций, через призму которых создается воспитывающий эффект.
Я считаю, что результативность кадетского образования должна измеряться двумя показателями. Первое - не менее 90 процентов ребят, окончивших кадетский класс, должны набирать по трем предметам при сдаче ЕГЭ не менее 220 баллов, второе - не менее 75 процентов выпускников кадетского класса должны поступать в профильные вузы патронатной специализации. Если мы добьемся таких результатов всего по двум этим критериям, то сможем не на словах, а на деле вырастить новое поколение, обладающее всеми теми способностями, которые позволят ему успешно Родине служить.

​Игорь ПАВЛОВ, заместитель руководителя Департамента образования Москвы