Парень страстно мечтал о карьере военного. Так страстно, что ему даже снилась форма. К тому же старший брат Жени был офицером, а младшему не пристало брать пример с кого-то другого. И Женя, готовясь к поступлению в военное училище, усиленно занимался спортом, вел здоровый образ жизни, налегал на естественно-научные дисциплины. В общем, все складывалось именно так, как парню мечталось. Но... Это въедливое «но», которое часто становится табличкой, указавшей нам иное жизненное направление, вмешалось и в Женину судьбу, устроив так, что сразу после окончания школы его не взяли в военное учебное заведение.
Понятно, что настроение у молодого человека было хуже некуда. Но здесь выручили спортивная закалка и несгибаемый задор молодости. Евгений сказал себе: «Пойду в армию, а потом поступлю в военное училище!» Парень сказал - парень сделал. Правда, до этого случилась еще одна судьбоносная встреча с бывшим учителем физики. Его, инвалида афганской войны, любили все ребята. За доброту, за честность, за прекрасное владение предметом. Физик посоветовал Евгению поступить на физико-математический факультет Новокузнецкого государственного педагогического института и, главное, уверенно добавил: «У тебя все получится». И действительно получилось.
Институтская жизнь захватила, заворожила, увлекла в потрясающий мир познания. На первой лекции по физике профессор Владимир Валерьевич Неверов попросил весь курс придумать свой вопрос про какое-либо природное явление. И посыпалось! Почему трава зеленая? Почему радуга круглая? (А она точно круглая, только мы ее видим плоской, потому что мешает горизонт.) Почему сосулька растет вниз, а не вбок? Почему снег скрипит в мороз? Как мороз рисует такие красивые картины? Признаться, новоиспеченные студенты не ожидали от себя такого «почемучкиного» зуда, но именно он стал определяющим в их дальнейшем обучении. И Владимир Валерьевич Неверов был счастлив.
А его целеустремленный студент Евгений Квасов все-таки отправился служить на подводный флот, продолжая мечтать об офицерском мундире. Не без поддержки замполита части подготовил и отослал документы в профильный вуз. Но и здесь своенравное «но» продемонстрировало свой характер, и вызов потенциальному курсанту не пришел. А под конец службы Евгений и вовсе стал все чаще и чаще вспоминать институт, однокурсников, преподавателей. И, наверное, эти частые обращения в недавнее сияющее студенческое прошлое и поставили жирную точку в мечте под названием «военная карьера». Евгений вернулся в любимый вуз. А по окончании пришел работать в школу. Оказалось, что рядом есть совсем не боевой, но не менее бодрящий и тонизирующий мир - детский. И этот мир ему ближе и дороже всех плацдармов. «Работать с детьми - истинное удовольствие!» - восклицает Евгений Викторович.
- Они чистые, - поясняет он, - непосредственные. Тянут руки, высказываются так, как им хочется. Взрослые уже настроили себе рамок, а дети еще не успели. Им еще можно не бояться выглядеть глупыми, задавать неуместные вопросы, кричать свой ответ с места. А мне можно и нужно слышать их неуемное желание найти правильное решение, их потребность открыть мир и понять, что в этом мире происходит и по каким законам. Вообще, чрезвычайно интересно замечать, как они словно прозревают на уроке, а потом на следующем занятии хотят знать гораздо больше.
- И их интерес к физике растет?
- Надеюсь. По сути, каждый учитель убежден, что его предмет самый главный. Я не исключение. Лично для меня физика первостепенна. Хотя бы потому, что это наука о природе, а мы все дети природы, поэтому должны знать и понимать различные природные явления. Почему это происходит так, а это - эдак? К сожалению, изучение физики начинается с 7-го класса. Впрочем, в начальных классах есть предмет «Естествознание», однако он заканчивается в 4-м классе. За два года, что дети «отдыхают» от природоведения, многие понятия забываются. Я сталкиваюсь с тем, что дети приходят на урок в седьмом классе и совершенно ничего не помнят из начальной школы по естествознанию. На мой взгляд, физика должна начинаться с 5-го класса, где бы рассматривались основные законы природы, проводились опыты, эксперименты. А с 7-го класса можно давать более сложные темы.
- Много ли ребят рассматривают физику как профильный предмет?
- Увы, только те из них, кто хочет стать инженером, технологом, конструктором и т. д.
Правда, сейчас тенденция начинает меняться, уже не все стопроцентно хотят быть экономистами и юристами. У меня, например, была ситуация, когда родители перевели в нашу гимназию №12, которую по праву можно считать элитной, ребенка с мечтой сделать из него экономиста. Но в 9-м классе парень подошел ко мне и попросил дать ему проектную работу. Он отдыхал в лагере на тематической смене, там послушал лекцию, заинтересовался, сделал модель электродвигателя и с ней пришел ко мне. Ему захотелось изучить вопрос поглубже. Мы с ним затеяли очень интересный проект на тему увеличения коэффициента полезного действия электродвигателя, и с этой темой мальчик занял первое место на региональном уровне. Потом пошли одна победа за другой, и в конце концов парень поступил на физический факультет Томского государственного университета. Вот вам и будущий экономист. Возможно, он разочаровал своих родителей, но сейчас парень учится в элитной группе и получает большую стипендию. Мы с ним общаемся и обмениваемся опытом, как коллеги. Он мне рассказывает много нового. А это очень важно для учителя, ведь у нас есть только учебник и программа. Вне программы приходится работать во внеурочное время, и здесь все зависит от желания учителя. Кто-то работает, а кто-то нет. Я работаю с детьми, потому что и мне, и им это интересно. Например, на протяжении четырех лет работы в гимназии мои ребятишки постоянно занимают призовые места по научным экспериментам. Мы остаемся после уроков, готовим проекты, причем большая работа ложится именно на ребенка. Я только направляю, подсказываю, где что взять, помогаю в оформлении.
У меня сейчас учится удивительная девочка. Она раньше интересовалась географией, а в 8-м классе обратила внимание на физику. Случилось это, когда мы заговорили о земле, о природных явлениях. Она как-то ездила в Темрюк и там увидела грязевые источники. Девочка решила узнать, откуда и почему они берутся. Если честно, то мне и самому пришлось погрузиться в тему, поскольку я в этом вопросе не был просвещен. Мы с ней создали действующую модель гейзера, изучили ее и вывели собственную формулу, по которой можно определить, на какой глубине залегает вода и откуда она выбрасывается. Главное, знать температуру воды. Конечно, это стало возможным при наличии хорошего оборудования, а у нас в гимназии прекрасная лаборатория.
- Слушайте, так вы же можете приборы сами изобретать!
- А мы и изобретаем. Например, Саша Федоткин, про которого я рассказывал выше, изобрел модель, которая увеличивает время работы электродвигателя. То есть электродвигатель работает и тут же заряжается. Можно сказать, Саша создал новый механизм. А через время мы узнали, что в Японии инженеры изобрели нечто подобное и хвалятся этим на весь мир. Мы можем гордиться тем, что у нас до этого додумался простой школьник. Я вообще уверен, что это имя - Саша Федоткин - еще прозвучит в мировом научном сообществе. Парень копает глубоко, ему интересно придумывать.
Кроме того, у нас ученик вместе с учителем разработали новый способ обнаружения угля в земной коре. То есть придумали прибор, который без раскопок обнаруживает, где находится пласт угля. Такие вот таланты рождает российская земля.
С Евгением Викторовичем трудно не согласиться. Но нельзя не согласиться и с утверждением, что талантливого ученика воспитывает талантливый учитель. Если бы не трепетное отношение к детям, не умение и желание разглядеть в каждом искру, не было бы этих открытий, надежд, поисков, которые уже совершены и будут начаты вновь. Причем в последнем сомневаться не приходится. Потому что, как рассказал Евгений Викторович, уже 1 сентября девочка, исчерпавшая тему гейзеров, подошла к учителю и спросила, какой темой они займутся в этом году. Евгению Викторовичу пришлось дома сидеть и думать, благо щедрость природы поистине неисчерпаема. Чем, например, плоха тема электропроводимости жидкостей? Девочка согласилась, что неплоха, и работа началась. Уже собраны различные образцы воды: из скважины, из колодца, из крана, взяты: дистиллированная вода, соленая вода, дождевая вода и т. д. Дело за исследованиями, а затем и применением. Кстати сказать, Евгений Викторович убежден, что исследовать то или иное явление природы нужно не столько для красоты, сколько для пользы. К примеру, если они с юной любительницей физики постараются вывести пропорцию воды для лучшей проводимости тока, то ее потом можно будет применять для отопления жилых помещений. Это существенно сэкономит электроэнергию.
Любопытно, что, по Квасову, дети не являются «вампирами». Его возмущает, когда говорят, что детвора высасывает все соки. И работу учителя он считает замечательной. Потому что у всех годы идут, организм стареет, а учитель вопреки природе этих изменений не чувствует. Евгению Викторовичу даже его родители говорят: «Когда ты повзрослеешь?» Но он только улыбается. Для кого-то 50 лет - это кошмар, ужас, катастрофа, а для него только половина жизни, и сколько еще предстоит!
Детей он называет просто и точно - «мои батарейки». Кто, кроме них, может так зарядить на новые победы и новые высоты?! И на добро. Благодаря детям Евгений Викторович давно понял, что у бессердечно летящего времени есть противовес. А именно - добрые дела. И их нужно успевать делать. Ведь именно они будут потом храниться в памяти. И по ним будут судить о тебе те же выросшие ученики и передавать память своим потомкам. Ничего более действенного и эффективного природа еще не придумала. Да это и не нужно, наверное.

Методический материал Евгения Квасова читайте на сайте «Учительской газеты»
http://www.ug.ru/method_category/147.

Кемеровская область