Откровенное возмущение, высказанное во всеуслышание, было поддержано многими другими директорами: к Свердлову и Ханину подходили руководители воронежских школ, чтобы пожать им руку. Говорили, что под их словами многие могли бы подписаться.

Вот только из городской Думы никто не отреагировал, уж не говоря о том, чтобы пригласить директоров для обсуждения проблемы. Такое впечатление, что в Воронеже от почетных грамот городской Думы каждый день десятками отказываются, - эка невидаль!

Причем и Ханин, и Свердлов - одни из самых известных и уважаемых в городе директоров, оба - заслуженные учителя России. Традиционно каждый год ученики лицея № 1 и МОК-2 оказываются в числе победителей и призеров предметных олимпиад - и городских, и областных, и всероссийских. Это я все к тому говорю, чтобы было понятно: раз уж такие люди решились на открытый публичный протест, значит, «допекло» дальше некуда и проблему надо срочно решать, а не замалчивать или делать вид, что ничего не происходит.

Когда три с лишним года назад в Воронежскую городскую Думу избрались сразу три школьных директора, местное образование очень обрадовалось и приготовилось жить в достатке. Думскую комиссию по образованию возглавил директор школы № 73 Сергей Николаевич Воробьев. Он в депутатах уже второй созыв, то есть в политической борьбе боец закаленный и опытный. «УГ» в свое время писала про Сергея Николаевича - директора-депутата, вошедшего во власть, чтобы отстаивать интересы городского образования. Всего образования, а не двух-трех отдельно взятых объектов.

- Ежегодно городская Дума, - рассказывает Анатолий Ханин, - распределяет бюджетные средства для подготовки школ к новому учебному году. И всегда так складывается, что львиная доля достается тем объектам, которые ближе всего нашим директорам-депутатам. Знаю, что в этом году городской Думе были даны рекомендации по распределению бюджета, выделенного на образование в Коминтерновском районе, где находится наша школа. Но все цифры были пересмотрены! В итоге лицей № 1 получил из бюджета всего лишь 120 тысяч рублей, из которых на ремонт мы смогли истратить только 100, потому что остальное ушло на долги. В прошлом году лицею выделили тысяч двадцать, которые мы потратили на промывку и опрессовку. В позапрошлом - примерно 40-50 тысяч дали, но и эти деньги пошли на оплату долгов. Это нормальная ситуация? Правильное распределение бюджетных средств?

Главное, по словам Анатолия Николаевича, что нужно было сделать в лицее - это отремонтировать текущую крышу. Заявку на ремонт директор подготовил еще в начале года, и, разумеется, деньги обещали. Одновременно родители учеников создали фонд развития лицея, решили: раз городу тяжело, пусть он хотя бы отремонтирует здание, а техническую базу сами поможем обновить. Но не тут-то было - денег из городской казны так и не получили.

Как же все-таки удалось отремонтировать крышу в первом лицее? Те 270 тысяч рублей, которые родители учеников накопили за год в фонде развития и которые хотели потратить на новый осциллограф и оборудование кабинетов физики и информатики, - на них крышу и сделали!

В директорском кабинете на стенах рядами висят всевозможные грамоты и дипломы, и на самом почетном месте - за звание «Школа года». Воронежский лицей № 1 входит в сотню лучших учебных заведений России. Если провести параллель между всеми этими достижениями и количеством ежегодно выделяемых бюджетных денег, получается нестыковка, а еще - стыд и позор. Ведь, кроме зарплаты, по большому счету - ничего! Крохи. Может, у города денег нет и ситуация критическая? (Об этом, кстати, не устает говорить каждый новый мэр, приходящий к воронежской власти. Однако претендентов на мэрское кресло раз от разу меньше не становится). Но почему тогда на другие школы деньги находятся? Причем из года в год, пока директор депутатствует. Одним на головы капает, потому что крыша течет, а у других проблема, как потолки лепниной декорировать и наливные полы настелить. Законный вопрос: чем одни дети или учителя хуже других?

И тут возникает интересная ситуация. В школе у директора-депутата учатся полторы - две тысячи детей, у которых есть мамы-папы-бабушки-дедушки, а еще тети, дяди, подруги. И этот директор ни копейки с родителей не берет, а все ремонты делает исключительно на бюджетные миллионы, которые сам же и прописал бюджетной строкой. Оборудование покупает, школа у него в порядке, одним словом, сказка полная! Как думаете, изберут такого депутата на очередной срок? Я думаю, ему даже агитировать никого не надо. Электорат сам придет и на избирательном бюллетене, как раз напротив фамилии, помеченной крестиком, подпишет «спасибо». И по-своему будет прав.

А что же городское образование и все остальные школы и объекты? Да ничего. На следующие четыре года им гарантирована бесконечная сказка про кол и мочалку. Стоит кол, на колу - мочало, не начать ли опять сначала? Денег в бюджете нет, ну нет в бюджете денег!..

- И у меня теперь складывается следующее впечатление, - говорит Анатолий Николаевич, - если бы в городской Думе было не три директора, а десять, бюджет ремонтировал бы эти десять школ, а все остальные остались бы нищими. И после этого мне предлагают грамоту! Я этой грамотой крышу не покрою!

Еще одна отвергнутая грамота и еще одна худая крыша. В этом году в МОК-2 смогли выборочно перекрыть крышу - только на втором этаже, хотя имеется еще и крыша над четвертым. Отдали предпочтение актовому залу: на головы детям капает прямо на торжественных линейках.

- Мы аттестаты вручаем, - рассказывает Владимир Свердлов, - некоторым уже практически студенческие билеты, а у нас посреди зала - лужа. Это и неприятно, и просто не наш уровень. Тем более школе в этом году 25 лет. Так вот, кровлю частично перекрыли, отремонтировали парапет крыши по периметру и еще фасад здания сделали. Окна, швы покрасили, стены - это в детском саду. И плюс на родительские средства поменяли линолеум на полу первого этажа в школе, вход в школу отремонтировали, беговую дорожку заасфальтировали. Контейнер стекла купили... Но родительских денег на многое не хватит, да мы и не можем помногу собирать - максимум 200-250 рублей. Не все родители имеют возможность сдать даже эти деньги. Сегодня у нас три источника средств - бюджет, родители и платные образовательные услуги в старших классах. В аренду мы помещения не сдаем, школа занимается в полные две смены, самим тесно. А с бюджетом получается так: то на заправку ксерокса денег не хватает, то на заправку машины, которая возит продукты, то на сами продукты. И мы эти дыры вынуждены латать родительскими средствами. Доски в классах поменяли тоже за родительские деньги. А что делать?

О том, что делать, мы с Владимиром Яковлевичем говорили долго. Им на ремонт выделили не 120 тысяч, а побольше: 600 и еще 200 из-за аварийной ситуации - ночью произошла авария, и все правое крыло школы залило водой. Но деньги появились не стараниями депутатов от образования, а благодаря депутату-предпринимателю, который по данному округу баллотировался. Для нескольких школ своего округа он «пробил» в городском бюджете определенную сумму, всем досталось примерно одинаково - тысяч по 600-800. И никаких обид.

Хотя как посмотреть? Предприниматель делит поровну, а человек, работающий в образовании не один десяток лет, на первое место ставит исключительно интересы своей школы. Для директора это похвально, а как быть с депутатом, на которого надеются сто с лишним школ?

- Владимир Яковлевич, на ваш взгляд, какой выход? В депутаты идти, чтобы хоть кусок урвать? Не для себя, разумеется! Для школы.

- Я не рвусь в депутаты, я там был пятнадцать лет назад. Жалко то, что не все депутаты и в нашей городской Думе, и в областной, и в государственной такие, как хотелось бы. А общество обычно всех депутатов, как и директоров школ, воспринимает не через тех, кто порядочен и работает, а через тех, кто на виду. Когда выделением и распределением средств для учреждений образования ведала районная администрация - а она ближе всех к школам и лучше знает все наши нужды, - тогда глава района и его заместитель по социальным вопросам знали все. И когда решалось, какой школе сколько средств выделять, может, и были разногласия, но окончательное решение принимал один человек, и он же нес полную ответственность. Это был глава района. С него можно было спросить. Сейчас у нас все финансы переданы в город. А распределение средств (не контроль за распределением и не законодательная основа для правильного расходования, а именно само распределение) отдано на откуп депутатам гордумы. С прошлого созыва это началось, каждый депутат стал тянуть деньги на свой округ, на свою школу, больницу и т.д. А в итоге получается, что деньги делят одни, дают другие, а отвечают за все третьи - директора школ и администрации районов.

том, что нужно делать, я спросила и Анатолия Ханина. Его вариант - надеяться только на себя и работать с родителями:

- Потому что, если мы сами о себе не позаботимся, никто этого не сделает. Надеяться на бюджет бессмысленно. Если и дальше будут выделять по сто тысяч - это крохи. Да, наш лицей считают не самым бедным в городе, но это не потому, что нас в достаточной мере обеспечивает бюджет, а потому, что мы бережем имущество.

Надеяться на бюджет бессмысленно? Думаю, эти слова, произнесенные с большой горечью, должны быть услышаны и депутатами, и исполнительной властью. Почему для одних школ в городском бюджете деньги есть всегда и в достаточном количестве, а другие из года в год ходят в бедных родственниках?

Воронеж