Победила геометрия

Вообще для такой публичной профессии, как учитель, она производит впечатление очень застенчивого человека. Впрочем, это еще один плюс в копилку ее достоинств. Так же как и молодость. Так же как и преданность своему детскому желанию стать учителем. Наталья Викторовна может даже точно назвать начало периода увлеченности педагогической профессией - пятый класс. Почему именно этот возраст, она ответить затрудняется, но в том, что мечта оформилась в среднем звене школы, абсолютно уверена. Скорее всего немаловажную роль в этом сыграла бурная пионерская деятельность, которую в ту пору вели практически в каждой школе. Юная Наташа была председателем совета отряда, входила в совет дружины, учком. «Заводной» классный руководитель не давал своим подопечным передышки во всевозможных играх, конкурсах, концертах. Перед Наташей всегда была готовая модель работы с детьми. И что любопытно, ее это интересовало. Она и воспринимала чужой взрослый опыт сквозь призму собственного интереса.

Хотя если покопаться глубже, то влечение к профессии педагога Наташе могло передаться от мамы. Та очень хотела учить детей, но обстоятельства сложились так, что пришлось вместо педагогического училища идти в десятый класс. «Я воплощаю мамину мечту в жизнь», - смеется Наталья Викторовна, но тут же добавляет, что мама никогда на этом не настаивала. Просто все Наташины учителя прочили девочке карьеру педагога.

Эта нацеленность на учительскую стезю привела Наталью Викторовну в педагогический класс 227-й гимназии. А поскольку тогда существовала связка «школа - вуз», то в этом классе ее поджидал так называемый репетиционный экзамен. Можно было попробовать поступить в педагогический институт не в общем потоке. Наталья Викторовна сделала эту попытку и... получила «два». Ее комплекс «вечной отличницы» сильно пошатнулся. Она могла даже потерять веру в себя, но выручила поддержка родных людей. Сказав «нет» депрессии, Наталья Викторовна рьяно взялась за учебники. Результат не заставил долго ждать: сдавая экзамены в общем потоке, она набрала максимальное количество баллов. И стала студенткой.

Когда я спросила, почему она отдала предпочтение математике, Наталья Викторовна ответила, что, в сущности, колебалась до последнего. Между «физикой» и «лирикой». В любимых у нее с детства были два предмета: математика и литература. Однако, когда готовилась к экзаменам в институт и ходила на курсы грамотности, ей там сказали, что в словесники Наталье Викторовне лучше не стремиться. Потому что думает она быстрее, чем следит глазами за текстом. Поэтому может пропускать ошибки собственных учеников.

«Нет, значит, нет», - решила Наталья Викторовна, тем более что математика к тому времени стала перевешивать на весах любви. Это, кстати, тоже своеобразная закономерность, поскольку математике Наталью Викторовну в свое время учила прекрасный педагог и душевный человек - Елена Моисеевна. Отсюда привязанность к точной науке.

- Наталья Викторовна, что останетесь в школе, вы поняли за вузовское пятилетие?

- В процессе учебы это понять сложно. Только когда выходишь на практику, проникаешься представлением, как все должно быть. Уже вырисовывается схема урока, подготовка к нему. Представляешь его логическую выстроенность, систему наглядности.

- А первый свой выход в класс помните?

- Конечно. Такое не забывается. Помню, волновалась сильно, хотя готовилась основательно: мы с коллегами по практике репетировали уроки. То есть садились за парты, как дети, а потом оценивали друг друга. Надо заметить, что «подопытные» дети всегда относятся к практикантам доброжелательно. У меня, например, была практика в старших классах. Она совпала с Днем святого Валентина, и ребята прислали «валентинку», где написали, что любят меня. Это было очень трогательно.

После окончания педагогического института Наталья Викторовна пришла работать в 314-ю школу Фрунзенского района. О школе можно говорить безотрывно, поэтому достаточно одного факта, подтверждающего, что работается в ней интересно и комфортно. Недавно Наталья Викторовна Белокурова стала победительницей районного конкурса педагогических достижений. Для представления на конкурс нужен был обобщенный опыт работы по конкретной теме. Наталье Викторовне в этом вопросе повезло: еще в институте она увлеклась идеей конструирования на уроках геометрии. Данной теме была посвящена ее дипломная работа. Собственно, она и явилась частью того учебника, по которому Наталья Викторовна сейчас учит своих ребят. Учебник, конечно, имеет других авторов, однако Наталья Викторовна может смело считать себя одной из разработчиц нового подхода к урокам геометрии. Что такое конструирование для ребенка? По ее глубокому убеждению, это средство, которое помогает ему лучше понять такой сложный предмет, как геометрия, и, что самое ценное, понять его через руки.

- Ребенку в пятом-шестом классах бесполезно что-то рисовать на доске, ему трудно абстрактно воспринять геометрическую форму. Другое дело, когда он своими глазами увидит модель и сделает ее сам.

Основная идея курса «Конструирование» в пятых-шестых классах в том, что все геометрические фигуры составляются из простейших геометрических фигур - отрезков. Допустим, нам нужно понять, как получается прямая. Надо приложить отрезок к отрезку. Треугольник - это сложение трех отрезков. Цилиндр можно «материализовать» как основания с поставленными между ними заборчиком отрезками. Конус - натянутые из одной точки отрезки. Стоит только показать детям модель и как она делается, дальше они сами все правильно опишут с точки зрения математики.

- Ребята по геометрии, наверное, сплошные отличники?

- В 5-6-х классах довольно высокий процент качества знания, а вот в 7-8-х классах, когда требуется включать логическое мышление, разумеется, возникают трудности. Сейчас у меня есть восьмой класс, с которым я иду полностью по этой программе, и у ребят хорошие успехи. С ними очень приятно работать.

Я считаю, что конструирование - это стимул к самопознанию, самообразованию. Ребенок все делает своими руками и получает результат. Это некое открытие для него. Сразу возникают вопросы, желание узнать что-то новое. У меня был 11-й «Б», теперь уже бывший. Мы готовились к Дню науки и творчества, и ребятам было дано описание модели и инструкция, как эту модель сделать. Не могу сказать, чтобы один мальчик тянулся к геометрии, но он сделал заданную модель сам, и у него она получилась. После того как успех закрепился положительной оценкой, он подошел ко мне и попросил дать ему еще одно задание. Так что порой конструирование приободряет даже самых запущенных учеников. А что касается творчества, то у меня уже целая коллекция удачных моделей.

Почему для Натальи Викторовны так важно, что конструирование подвигает ребенка на процесс познания? Ей кажется неправильной позиция семьи по отношению к образованию. Сегодня она потребительская. То есть учитель должен дать все готовое, чтобы ребенок не прилагал в обучении никаких усилий. Но школа - это процесс взаимный. Если ребенок не участвует в нем, ему становится неинтересен и сам процесс. Отсюда отсутствие мотивации на учебу. Не только, кстати, у ребенка. У родителей тоже. Все меньше они интересуются собственными детьми, их успехами и победами. Редко кто из родителей поддерживает любознательность в своем чаде. Настроенность на обязательное получение высшего образования приняла какой-то механический оттенок. Дети, как роботы, готовы только складировать в себе информацию, чтобы потом при поступлении ее выдать.

Наталья Викторовна говорит об этом грустно, и мне отрадно видеть ее, такую молодую, красивую, серьезно озабоченной отсутствием мотивации на учебу у детей. Сразу хочется верить в светлое будущее российской школы.

- Наталья Викторовна, вы ни разу не пожалели, что стали учителем?

Моя собеседница смеется:

- Ни разу, пожалеть об этом невозможно.

А потом серьезно отвечает:

- Но радостных моментов все же больше. А от внутренних катастроф спасает природный оптимизм. И опять же - работа, работа, работа. Если что-то не получилось сегодня, завтра получится обязательно.

Санкт-Петербург