Первая «мозоль», которая, думаю, требует скорейшего «лечения», - это вал бумажной и электронной отчетности,  лавина информационных справок, под которой буквально погребены и простые учителя, и управленцы всех уровней образования. С каждым годом ситуация становится все более жесткой, дошло до того, что по качеству отчетности начинают судить о качестве работы педагога. Это неизбежно порождает вранье, причем отнюдь не невинное: если мой профессионализм оценивают единственно по тому, как быстро я представил ту или иную бумагу, насколько ловко ее составил, что ж, буду все свое время тратить на сочинение безупречных отчетов, а  не на подготовку к урокам, общение с детьми или решение насущных задач. Весь абсурд такого положения дел понимают сейчас все здравомыслящие люди, но проблема не только не исчезает, но, напротив, с каждым днем все больше усугубляется. Когда спрашиваешь у чиновников, зачем им нужна та или иная информация, они честно отвечают: на всякий случай, вдруг нас кто-нибудь когда-нибудь что-нибудь об этом спросит. Или говорят, что она необходима им для мониторинга. А это уж вообще никуда не годится, потому что мониторинг  - это выделение всего нескольких ключевых позиций, которые принципиально важны для развития системы образования. Когда же требуется информация по сотням пунктов - это уже никакой  не мониторинг, а сбор статистики.
На мой взгляд, существует единственный способ борьбы с этой напастью: любой запрос дополнительных сведений должен сопровождаться пояснительной запиской, уточняющей, кто и как будет их использовать, для принятия каких решений - управленческих, методических - они необходимы. В течение месяца обязана последовать обратная связь с указанием номеров конкретных приказов и нормативных актов, подтверждающая, что все данные пошли в работу. Если последействия не описаны, информация собрана, но легла мертвым грузом, инициаторы этих сборов должны быть наказаны.
Еще один вопрос, решать который нужно уже сейчас, - определение крайних сроков принятия любых нововведений, связанных с итоговой аттестацией в 9-м классе, с едиными государственными экзаменами и с грядущей летней приемной кампанией. Все новшества необходимо озвучить до начала марта, а идеи, пусть даже самые гениальные, которые родятся позже, пусть переходят в копилку следующего года. Безоговорочное соблюдение этого нехитрого условия позволит избежать того накала страстей и нервных срывов, которые мы, увы, наблюдаем среди учителей, выпускников и родителей в течение последних лет, когда в апреле, а то и в мае им неожиданно предлагают совершенно новые правила игры.
...И все-таки на дворе праздник. Время, когда хочется верить, что нам все по плечу. Я поздравляю читателей «УГ» с Новым годом. Здоровья вам и неиссякаемого вдохновения! Учителям, особенно тем, чьи дети в этом году оканчивают 9-й и 11-й классы, хочу пожелать побольше сильных учеников, которые  не просто готовятся к честной сдаче  экзаменов, но всерьез интересуются вашим предметом и видят в нем ключ к своему будущему успеху.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.