Сегодня мы публикуем дайджест «Взглядов-2014», ставших самыми читаемыми и обсуждаемыми на сайте «УГ» и наших страницах в соцсетях - ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере.


24 февраля 2014 года
Сергей ВОРОНИН, Волчанск, Свердловская область:
О справедливости и правде - моя история борьбы
Пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса стал инструментом политического преследования думающих руководителей, многим из которых уже давно не нужно было доказывать свою профессиональную состоятельность. Разве только главам, которые, победив на выборах, в одночасье стали профессионалами во всех сферах - от педагогики и здравоохранения до ЖКХ и социальной политики.
Увы, лояльность к главам администрации, «правильная» позиция руководителей в период избирательных кампаний, умение «вилять хвостом», закрывать глаза на произвол и непрофессионализм чиновников, а иногда и вообще на преступные деяния, «нужное» голосование в представительном органе (если популярный директор является еще и депутатом местной Думы) - именно из этих факторов складывается решение главы - оставить или уволить того или иного руководителя.
Полный текст - http://ug.ru/insight/425

31 мая 2014 года
Елена СТАРОСТИНА, Омск:
Почему сиротам отказывают в праве на жилье?
Детей-сирот часто не ставят на учет как нуждающихся в жилье. Даже о том, что по этому поводу надо просто написать заявление, многие не в курсе. Права свои эти ребята знают плохо. А защищать их чиновники не спешат.
Полный текст - http://ug.ru/insight/444

19 августа 2014 года
Евгений ВИРЯЧЕВ, Вологда:
Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию?
Придет сентябрь, и наши школьники вновь переступят школьный порог. Все как обычно. За исключением одного - пока шли каникулы, мир вокруг России изменился.
Страна ступила на тропу войны с наиболее влиятельными державами земного шара.
Война эта пока экономическая, информационная, психологическая, дипломатическая, и наши парни, слава богу, не стоят «у военкоматов с бритыми навеки головами». Но как в любой военной кампании, появились прорывы и отступления, жертвы и агрессоры, герои и предатели, патриоты и пацифисты.
Так или иначе эта тема будет возникать на школьных уроках. Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию (разумеется, если она у него есть)? Стоит ли учителю, который, надеюсь, все еще остается одним из «компасов» для большинства учеников, настроить, в какой-то мере поддержать своих подопечных в такое смутное время? Нет? Но мы обязаны согласно ФГОС формировать «нравственные и социально обусловленные внутренние качества учащихся - ценности, убеждения, принципы». А как это сделать без учета современности, без того, о чем говорят в автобусах, в очередях, в соцсетях, не говоря уже о раздувании в СМИ?
Полный текст - http://ug.ru/insight/455

17 сентября 2014 года
Светлана ПОТАПОВА, Великий Новгород:
Кто виноват в том, что мы начали замечать национальность друг друга?
Кто виноват в том, что мы начали замечать национальность друг друга? Что нас разъединило? Точно знаю, если в школах детей делят на черных и белых, «разборок» между представителями разных национальностей будет больше.
Полный текст - http://ug.ru/insight/457

9 ноября 2014 года
Артем МОРОЗОВ, Москва:
Возвращаемся к лучине: московские школы переходят от электронного журнала к бумажному
Ягодки начались в конце четверти, когда все школы Москвы пошли в систему электронного журнала. И вот тут сервера перестали справляться. Журнал «зависал», не открывался, периодически пропадали данные, вызывая новый стресс, но потом ночью данные вдруг неожиданно восстанавливались. А еще в журнал захотели попасть родители и не смогли, начали обрывать телефоны своим классным руководителям с вопросами, почему, что и как.
Непонятно, как можно было выставлять такой некачественный и неработоспособный проект на всеобщее обозрение? Почему этот проект не прошел апробацию сначала в нескольких школах, потом в отдельном округе? И только потом отработанный проект следовало выставлять на всю Москву. Сколько работаю в системе образования, знаю, что есть в ней понятие «эксперимент». Так вот начать здесь нужно было с эксперимента, так же как и во всем, получив независимую экспертную оценку новации.
Полный текст - http://ug.ru/insight/465
27 ноября 2014 года
Мария КАЛУЖСКАЯ, Екатеринбург:
Абсурд пришел в российские школы: только ленивый не дает нам указаний, на какую тему жить, учиться, радоваться и протестовать
Рекордное количество телефонограмм мы получили в середине ноября: 127 штук в неделю!.. Причем каждая из них включает в себя по несколько (до 15-20) подпунктов: организовать, обеспечить явку, предоставить отчет - как правило, вчера; направить конкурсантов, провести контрольные работы и срезы. И конечно, равняться на федеральные, региональные, городские и районные тематические мероприятия - пресловутые дни трезвости (или отказа от курения - это разные вещи!), недели безопасности, месячники безаварийности и т. д., и т. п. «А ничего, что у нас еще и свои праздники есть?» - «Ничего, только отмечайте их в свободное от генерального графика время. Дней 12-15 в году у вас же остается? Ну вот, только фотографии пришлите. И новость на сайте выложите без опоздания. Все должны видеть, какая насыщенная в наших школах жизнь. Индивидуальный маршрут для каждого».
При этом я совсем не против единого регулирования, тем более не отрицаю пользу адекватной (экологичной) профилактики и воспитательной работы. Однако основой системы воспитания является здоровая школьная атмосфера, включающая личный пример взрослых - учителей, родителей, старших учеников, выпускников. И разнообразная событийность, т. е. целый спектр живых внутришкольных дел, выполняемых не по указке и для отчета, а потому что они естественно «выросли» в сообществе. Если потом «прорастут» наружу и станут делами районными, городскими или даже международными, слава богу. И включаться в них мы будем по зову сердца, а не по мандату долга. Внешнего долга.
Полный текст - http://ug.ru/insight/471

9 декабря 2014 года
Вера КОСТРОВА, Нижний Новгород:
Штампы с чужого плеча. Что увидели учителя, прочитав сочинения 11-классников
Своих мыслей в детских сочинениях почти не встречается. Встречаются в основном чужие, навязанные взрослыми, выраженные безликими общими фразами или плоскими, невыразительными штампами с чужого плеча.
Полный текст - http://ug.ru/insight/475

NB! Все тексты рубрики «Взгляд» можно прочесть в архиве на сайте «УГ» www.ug.ru/insight/archive. А если у вас есть собственный взгляд на острую тему (по образованию, культуре и науке), пишите нам по адресу: maksim@ug.ru

​Ольга МАКСИМОВИЧ, редактор сайта «УГ»