Родился Валерий Прокошин 26 декабря 1959 года в деревне Буда Калужской области. Детство было бедным, жили в фабричном бараке. В тринадцать лет под впечатлением от прочитанной книги о войне Валерий написал первое стихотворение. После армии окончил Ермолинское ПТУ, получил специальность электрика. И это, как ни удивительно, его единственное образование. Попробовал себя Прокошин в разных профессиях: от электрика и кочегара до редактора местного телевидения и сотрудника центра социальной помощи семье и детям. Основным же его образованием стали книги и люди. С их помощью он сам создал себя и как человека, и как поэта.
В начале 90-х Валерий Прокошин выпустил две тоненькие книжечки стихов: «Поводырь души» (1990) в Москве и «Боровск. Провинция» (1992) в Калуге. Ко времени выхода первой книги автору уже исполнилось тридцать лет. Есть одобрение друзей по поэтическому цеху в Обнинске и Боровске. Но как поэт Прокошин еще только формировался, учился, искал собственный голос. В Москву не рвался, разве что печататься. Даже перебравшись в Обнинск - крупный наукоград, не очень-то его полюбил, работать все равно ездил в родное Ермолино и любимый Боровск.
Третья книга Прокошина «Новая сказка о рыбаке и рыбке» (1999) была написана совместно с Эльвирой Частиковой и неожиданно получила широкую известность. Книга была задумана как поэтический диалог между лирическими героями, «роман в стихах». Книгой заинтересовались немецкие слависты, помогли переиздать и даже думали переводить на немецкий язык.
У Валерия росли две дочки. Для них он начал сочинять детские стихи и рассказы. Под псевдонимом Евгений Козинаки опубликовал несколько детских книг, за них получил областную премию имени Валентина Берестова. Однако, несмотря на свой безусловный природный талант, Валерий мог бы навсегда остаться «местным гением», не появись на свете Интернет. Именно благодаря Сети поэту, живущему вне столичных тусовок, удалось донести свое слово до читателей из самых разных стран. Прокошина пригласили в редакцию международного литературного журнала «Родомысл» (Москва - Киев - Минск), некоторое время Валерий заведовал отделом поэзии американского журнала «Флорида» (США).
2006 год ознаменовался несколькими большими удачами: творческий вечер в московском литературном салоне «Булгаковский Дом», участие в международном поэтическом фестивале «Киевские лавры», звание «Лучший поэт года» по версии американского русскоязычного журнала «Флорида», выход в Петербурге первого поэтического избранного, книги «Между Пушкиным и Бродским», за которую Прокошин получил премию имени Марины Цветаевой. Казалось, все только начинается.
...Известия о страшной болезни и о публикации книги «Между Пушкиным и Бродским» приходят практически одновременно. Книга вышла в престижной серии «Созвездие: классики и современники» издательства «Геликон плюс». Издатель Александр Житинский в своем предисловии ставит Прокошина в один ряд с Твардовским и Рубцовым. Эта книга и в самом деле открыла читателям большого и глубокого русского поэта. Но Прокошин не чистый лирик, он еще и остро социален. Он пишет о том, о чем вообще не принято говорить вслух, он принципиально неполиткорректен, таких не любят и боятся. «Между Пушкиным и Бродским» - это как раз тот диапазон, в котором себе можно позволить все, или почти все. Прокошин не ставит себя в один ряд с ними, а констатирует безграничные возможности поэтического языка.
Но не было бы поэта Прокошина без его экстремального новояза с использованием интернет-терминологии, которой другие поэты тогда еще брезговали. Поэма «Мать-и-матрица», вошедшая в книгу, - одно из первых на русском языке поэтических произведений об Интернете. Благодаря Прокошину Интернет стал частью поэтической мифологии. Для самого же Валерия Сеть стала и спасением от провинциальной тоски, и выходом к читателям. Наверное, именно поэтому он говорит этой неодушевленной ноосфере, мать-и-матрице: «Я твое оправданье на Страшном Суде...»
Последняя книга стихов Валерия Прокошина «Ворованный воздух», составленная им самим, вышла уже посмертно. Образ «ворованного воздуха» принято ассоциировать с Мандельштамом, а для Прокошина он был его собственной жизнью, недаром он поставил к одноименному циклу эпиграф: «После посещения онкологического центра каждый глоток воздуха стал казаться ворованным...»
Валерий Прокошин часто писал об ангелах и о рае. Прокошинский рай и прокошинский ад - это теперь предмет исследования литературоведов. А для читателей важно, что поэзия Валерия Прокошина позволяет «увидеть в подлиннике Россию». Возможно, сам того не желая, Прокошин стал настоящим певцом современной русской провинции. Он по-настоящему мучился ею и любил ее. Не так много у российской провинции было больших поэтов. Валерий Прокошин - один из них.

Паустовский пишет: в Тарусе рай -
снегири на яблонях, словно шрифель,
а когда идешь в дровяной сарай,
снег, исписанный воробьиным
шрифтом.
Все крыльцо - в синицах,
в щеглах - окно,
на страницах крыши -
ворон помарки.
Время движется, как в немом кино,
под стихи какого-нибудь Петрарки.
Приезжай из горьких своих столиц,
чтоб увидеть в подлиннике Россию.
Я вчера приручил трех певчих птиц -
Ариадну, Анну, Анастасию.