Мы сдаем горы ненужных отчетов, программ, сдаем планирование, ведем по два журнала - электронный и бумажный, выставляем отметки детям в два дневника. Тратим на всю эту «бухгалтерию» драгоценное время, которое могли бы посвятить общению с детьми или самообразованию. Я очень люблю свою работу - с радостью веду уроки, охотно готовлюсь к ним, занимаюсь с детьми внеурочной проектной деятельностью, готовлю их к конференциям и олимпиадам, но... Необходимость бюрократического оформления любого живого и нужного детям дела может отбить всякую охоту этим делом заниматься. И отбивает. Ладно мы, предпенсионеры и пенсионеры, нам уже некуда деться, мы поворчим между собой, но сделаем все, что нам велят, но молодежь, от которой ждут той же покорности и той же исполнительности, которую принуждают заниматься не прямым своим делом, а бумаготворчеством, ненадолго задерживается в школе - я это вижу по своим юным коллегам.
То же могу сказать об обещании предоставить учителям сертификаты на повышение квалификации. Планировалось (это я отлично помню), что учитель сможет воспользоваться своим правом раз в энное количество лет пройти курсы по специальности там, где сочтет нужным, - выберет для себя то место, где, по его мнению, получит именно те знания и компетенции, в которых нуждается именно он. Но все осталось по-старому. У нас по-прежнему нет выбора: вот вам региональный Институт развития образования, вот вам стандартный набор курсов и ежегодный подбор одних и тех же преподавателей... Не случайно многие мои коллеги жалуются, что лекции независимо от выбора модуля  год от года дублируются и повторяются, что в них все меньше и меньше действительно ценного и нужного практикам. Создается ощущение, что мы просто средство, с помощью которого Институт развития образования обеспечивает себя деньгами. Если б была возможность выбора, появилась бы здоровая конкуренция. Институты развития образования были бы вынуждены по-другому относиться к качеству и содержанию своих курсов повышения квалификации.
И с сочинением, по-моему, что-то недодумали. Посреди учебной четверти дети три раза за три недели писали сочинения - из-за этого во всех школах серьезно перекраивали все расписание. Как это отражается на режиме работы школы? Такое ощущение, что об этом вообще никто не подумал... Я уж не говорю о том, что накануне 11-классники не выполняли задания ни по одному предмету, по сути, просто выпадали из учебного процесса... Стоило ли это делать? Не уверена...
Что касается заработной платы, то в этом году она у всех снизилась. Причем - это знаю из общения с коллегами из других школ - в нашей школе она снизилась ненамного, а у других все печальнее. У нас все выплаты в целом сохранились - это касается проверки тетрадей, классного руководства и т. п. Я, например, перестала получать доплату за выслугу лет, то есть моя зарплата стала меньше по сравнению с прошлым годом на две тысячи рублей. В других школах учителя потеряли гораздо больше. Но это, наверное, не компетенция Ливанова. А вот первые три претензии можно, пожалуй, адресовать министру.