​Политик года-2014

Сергей КРАВЦОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования

2013-й. Зинаида ДРАГУНКИНА, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, секретарь Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

2011-й. Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ пятого созыва. 

2009-й. Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.

Проведение самого честного ЕГЭ за всю историю многие эксперты «УГ» назвали в числе главных событий в образовании. Неудивительно, что руководитель ведомства, которое отвечает за итоговую аттестацию школьников, признан политиком года. Возглавив Рособрнадзор в августе 2013-го, Сергей Кравцов за несколько месяцев сумел добиться того, что не удалось за многие годы его предшественникам, - предупредить массовые нарушения в ходе единого государственного экзамена. Работа была проделана колоссальная. От создания института федеральных общественных наблюдателей, применения новых схем доставки экзаменационных материалов до повсеместной установки видеокамер в аудиториях и перекрестных проверок работ в регионах. В самом Рособрнадзоре впервые начал работу Ситуационно-информационный центр по вопросам проведения ЕГЭ, где для выпускников и родителей 24 часа в сутки работала «горячая линия» и велось онлайн-наблюдение за ходом экзаменов. В итоге ни утечек заданий в Сеть, ни поголовного списывания, ни завышенных результатов. Честный ЕГЭ - ура или увы - выявил истинный уровень подготовки выпускников, и теперь светлые головы, в том числе в Рособрнадзоре, озабочены тем, как этот уровень повысить.
Александр Григорьевич Асмолов - человек во всех отношениях необыкновенный. Последователь научной школы культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, ученик А.Н.Леонтьева и
А.Р.Лурия. Не просто известный психолог (в конце 1980-х - начале 1990-х - главный психолог Гособразования СССР) и философ образования. Он из тех, кого называют пассионариями, лидерами, опережающими свое время и в конце концов определяющими его идеологию. Так, Асмолов уже несколько десятилетий пробивал взгляд на дошкольное детство как самоценный этап жизни человека, а не только как подготовку к школе. Ребенок до 7 лет, с его точки зрения, - это «человек играющий», потому что именно через игру он познает мир.
В итоге подготовленный под его руководством и утвержденный в прошлом году федеральный государственный стандарт дошкольного образования сегодня внедряется по всей стране. Во многом благодаря Асмолову «дошколка» отныне официально признанный уровень образования в России, к ней привлечено небывалое доселе внимание государства.
Также большой вклад внес он и в создание Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной в сентябре 2014 года. Как предполагается, в результате ее реализации к 2020 году разнообразными программами дополнительного образования будут охвачены не менее 75% юных россиян от 5 до 18 лет.

Событие года-2014

Возвращение выпускного школьного сочинения

2013-й. Создание федерального государственного стандарта дошкольного образования.

2012-й. Утверждение Национальной стратегии действий в интересах детей.

2011-й. Введение новых стандартов в начальной школе, повышение зарплаты учителей в рамках проекта модернизации общего образования.

Несколько лет в профессиональном сообществе велись споры, возвращать или нет сочинение в школу. Конец им положил Президент России Владимир Путин, который в прошлом году дал правительству поручение о введении итогового сочинения в 11-м классе в качестве элемента аттестации. В итоге 3 декабря 2014 года 690 тысяч выпускников этого и прошлых лет впервые после 2008 года писали итоговое сочинение.
Методические, организационные, принципиальные вопросы, подходы к оцениванию сочинений, сами темы и направления формировало Минобрнауки совместно с общественно-профессиональным советом, который возглавила Наталья Солженицына. Темы были сгруппированы по часовым поясам, и каждый выпускник узнавал свою за 15 минут до начала работы. По информации Минобрнауки, 50 процентов школьников выбрали тему о войне, еще 20 процентов - тему о ценностях общества и человека, и по 10 процентов участников выбрали темы, посвященные 200-летию Лермонтова, тему о взаимоотношениях человека с природой и тему о взаимосвязи поколений. Сам экзамен, по словам министра Дмитрия Ливанова, прошел «штатно». Работы оценивались по системе «зачет - незачет». 95% ребят с задачей справились, остальные, чтобы получить допуск к итоговой аттестации, смогут пройти пересдачу в феврале либо в мае. Летом вузы уже будут оценивать эти работы по своей собственной шкале, добавляя эти баллы к баллам единого государственного экзамена. Максимум, который абитуриент может получить за итоговое сочинение, - 10 баллов. Проблема, однако, в том, что вуз может и совсем не учитывать результаты этого испытания.

Скандал года-2014

Стрельба в московской школе №263
Исключение известных учебников из Федерального перечня

2013-й. Судебный процесс над Ильей Фарбером; массовые нарушения на едином государственном экзамене.

2012-й. Результаты мониторинга деятельности государственных вузов; закон о запрете на усыновление российских детей для граждан США.

2011-й. Массовое списывание на едином государственном экзамене.

Всю страну без преувеличения потрясла трагедия, случившаяся 3 февраля 2014 года в московской школе №263. Десятиклассник Сергей Гордеев пришел на занятия с оружием и застрелил двух человек - учителя и полицейского.
По данным следствия, подросток пришел в школу с двумя винтовками, которые он взял из сейфа отца. Школьник вошел в кабинет, где находились ученики 10-го класса, и взял их в заложники. Когда учитель географии Андрей Кириллов попытался разоружить подростка, тот дважды в него выстрелил. От полученных ранений педагог скончался на месте. На вызов школьного охранника приехали полицейские. Гордеев открыл стрельбу в их сторону, ранив одного и убив другого, прапорщика Сергея Бушуева. Стрелка смог остановить только отец, приехавший на место трагедии.
Почему школьник, который отлично учился и был на хорошем счету, устроил бойню в школе? СМИ дают разные версии: мальчик давно страдал от одиночества - родителям было не до него, зависимостью от компьютерных игр-стрелялок и суицидальными настроениями (сразу после задержания он признался, что хотел умереть). Врачи, проводившие судебно-психиатрическую экспертизу, диагностировали у подростка серьезное психическое расстройство и отметили, что его состояние стремительно ухудшается. Так что скорее всего юный убийца получит не тюремный срок, а будет подвергнут принудительному лечению. Слушание по уголовному делу все еще продолжается в Бутырском суде. Процесс проходит в закрытом режиме.
Только ленивый не ругал Минобрнауки за ошибки в школьных учебниках и раздутый Федеральный перечень изданий, «рекомендованных» и «допущенных». В этом году перечень сформировали по новым правилам. К научной и педагогической экспертизе добавилась общественная, а в случае необходимости этнокультурная и региональная.
Появились и другие дополнительные требования. Однако борьба за повышение качества учебной литературы в итоге обернулась скандалом. Перечень сократился почти вдвое. При этом кроме учебников, не сумевших пройти все этапы экспертизы, в список рекомендованной литературы по формальным причинам не попал целый ряд популярных книг. К примеру, не нашлось места в нем учебникам по развивающей системе Леонида Занкова, по которым занимаются тысячи учеников начальной школы.
Ситуацией возмущались и представители издательских домов, и педагоги, и родители. Безрезультатно. Перечень утвержден на три года, и пересматривать его Минобрнауки не намерено. Правда, школам оставили возможность еще 5 лет использовать ранее приобретенные учебники.

Человек года-2014

Алла ГОЛОВЕНЬКИНА, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»
Светлана ВАСИЛЬЕВА, бывший председатель Комитета образования администрации Чудовского района Новгородской области

2013-й.  Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2013»; Олег СКОТНИКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2013».
2012-й. Татьяна ИВАНОВА, бывший учитель школы №575 Санкт-Петербурга.
2011-й.  Алексей ОВЧИННИКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2011».

Конкурс «Учитель года России» - это всегда открытие. В этом году открытием стала абсолютная победительница всероссийского финала Алла Головенькина. Биолог средней школы №1 города Нурлата Республики Татарстан никому ничего не доказывала. Она дала урок по любимому с детства предмету. Потом рассказала на мастер-классе о своем увлечении - педагогическом приеме «Синектика», предложив для начала объяснить, почему яйцо, матрешка и цветок - циклические объекты. На педагогическом совете говорила опять-таки о родном и близком - о важности общения учителя и ребенка. Сама Алла Николаевна общается со своими учениками круглосуточно, в реальности и в Интернете. А как иначе можно проводить эффективные экологические проекты по спасению местных природных объектов? Муж и двое детей не обижаются, а поддерживают жену и маму. Зато как они гордились Аллой Николаевной, когда 5 октября в Государственном Кремлевском дворце Ольга Голодец, Дмитрий Ливанов, Виктор Садовничий вручили учителю года России-2014 Большого Хрустального пеликана!
Светлана Васильева, выполняя обязанности председателя районного комитета образования, в 2011 году подписала акты приема-передачи квартир детям-сиротам. В новых квартирах поселились счастливые новоселы. Но на Светлану Валерьевну завели... уголовное дело, обвинив ее в служебном подлоге. По мнению следствия, Васильева подписала указанные документы слишком рано, квартиры были не полностью готовы к сдаче. Что же это за «служебный подлог», в результате которого все дети-сироты, стоявшие на очереди в Чудове, получили качественное жилье и не было обнаружено никаких фактов взяточничества?! Светлана Валерьевна не согласилась с предъявленным ей обвинением. Судебный процесс над чиновницей начался в сентябре 2013-го и закончился лишь через год. После публикации в «УГ» Васильеву поддержали многие известные представители педагогической общественности. Однако суд вынес решение признать Светлану Васильеву виновной. Она решила уйти со своего места работы по доброй воле, но осталась верна педагогической профессии. В нынешнем учебном году Светлана Васильева работает учителем истории и обществознания в Трегубовской сельской школе Чудовского района. Ее ученики уже стали призерами районного и участниками областного этапов олимпиады по праву и конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество».

Проект/фирма года-2014

Модернизация региональных систем дошкольного образования EF Education First

2013-й. Профессиональный стандарт педагога.
2012-й. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
2011-й. Фирма года - VEGA.

Проект по модернизации региональных систем дошкольного образования стартовал еще в 2013 году, но лишь в этом году стало понятно, что это не одноразовая акция. В 2013 и 2014 годах на создание новых мест в детских садах из федерального бюджета было выделено по 50 млрд рублей. Размер софинансирования со стороны регионов составил около 40 млрд и 30,9 млрд рублей соответственно. В итоге, если верить докладу правительства, в 2013 году было введено более 400 тысяч, а в 2014 году должно появиться 353,1 тысячи дополнительных мест, из них в рамках соглашений по модернизации региональных систем дошкольного образования - 182,3 тысячи. По данным Минобрнауки России, в 11 регионах очередь в детсады удалось полностью закрыть, еще в 14 близки к этому. Напомним, что президент поставил задачу к 2016 году обеспечить стопроцентную  доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Сегодня более 5 млн россиян этого возраста охвачены различными формами дошкольного образования. При этом малышей, так и не попавших пока в детсад, более 400 тысяч.
EF Education First - крупнейшая в мире образовательная компания с широким диапазоном предложений - от языковых курсов до корпоративного обучения и MBA, от школьных программ по подготовке к ЕГЭ до многоуровневых курсов повышения квалификации учителей в масштабе целого региона. EF имеет 500 собственных языковых центров в 52 странах, ведет масштабные научные исследования на базе центра прикладной лингвистики Кембриджского университета, поддерживает преподавателей в реализации инновационных методик в обучении. В России EF представляет Кембриджский экзаменационный центр, а также ведет программы повышения квалификации учителей английского языка Teacher Zone, совместные партнерские программы с РАНХиГС и МГУ. EF - официальный поставщик языковых программ зимних Олимпийских игр в Сочи. «Учительская газета» успешно реализует с компанией ряд образовательных проектов. EF Education First стала партнером Всероссийского конкурса «Учитель года-2014». Финалисты получили призы - годовую образовательную программу в виртуальной школе английского языка EF Efekta.
Компания видит свою миссию в том, чтобы открывать людям мир через образование, и делает это последовательно, профессионально, ярко и интересно.

Вместе с «УГ» итоги года подводили

Лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»
Татьяна БЕРНГАРДТ, учитель начальных классов средней школы №16 города Ачинска Красноярского края
Екатерина ВЛАДИМИРОВА, учитель немецкого языка средней школы №5 с углубленным изучением иностранных языков города Новочебоксарска Чувашской Республики
Ирина КАМИНСКАЯ, учитель математики гимназии им Басова города Воронежа
Ольга НИКОЛЕНКО, учитель биологии гимназии №4 города Оренбурга
Эдик ПЕТРОСЯН, учитель математики гимназии города Новоуральска Свердловской области
Денис РОЧЕВ, учитель немецкого языка гатчинской гимназии «Апекс» Ленинградской области
Александр СМОЛИН, учитель физики и математики голышмановской средней школы №1 Тюменской области
Анна СТЕЛЬМАХОВИЧ, учитель литературы, ОРКСЭ средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области
Алексей ФОЛОМКИН, учитель ИКТ средней школы села Ягодного Самарской области

Управленцы
Анатолий ОСИПОВ, руководитель Департамента образования и молодежной политики Новгородской области
Владимир АВЕРКИН, ректор Новгородского института развития образования
Наталья КИРИЙ, ректор Белгородского института развития образования
Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области
Александр ХУДИН, председатель Комитета образования и науки Курской области
Ольга КОВАЛЬЧУК, ректор Ленинградского областного института развития образования

Члены президиума Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования
Иван КАЙНОВ, председатель Совета молодых педагогов Тюменской области
Евгений УСКОВ, председатель молодежной комиссии Мурманской областной организации профсоюза
Владимир ЧАГИН, председатель Молодежного совета педагогов Хакасской республиканской организации профсоюза
Дмитрий СКОВОРОДКИН, член Совета молодых педагогов Москвы
Людмила РЫКОВА, председатель Совета молодых педагогов Иркутской области
Ольга ПРЯНИЧНИКОВА, член Молодежного совета Домодедовской городской профсоюзной организации Московской области
Александр МЕЛЬНИК, член Молодежного совета Хабаровской краевой организации профсоюза
Денис ГАЙВОРОНСКИЙ, председатель Совета молодых учителей Балаковского района Саратовской области
Олеся ГОНЧАРУК, председатель Совета молодых педагогов Волгоградской области
Максим ГРИШИН, председатель Совета молодых педагогов Республики Марий Эл
Андрей КУЧЕРЕНКО, заместитель председателя Совета молодых педагогов Ростовской области
Алексей МОКРУШИН, председатель Совета молодых педагогов Калужской области
Диана МАЛАШЕНКО, член Совета молодых педагогов Калининградской области