Комментарий «УГ»

Взаимодействие двух ступеней педагогического образования сегодня актуально, как никогда ранее. Оно дает возможность реализовать прежде всего принцип разноуровневой подготовки, когда более рациональным становится сам процесс обучения будущих учителей. До недавнего времени было абсолютно непонятно, кто такие бакалавры и магистры в педагогике, где они могут найти себе применение, чем заниматься и как оплачиваться. Система педагогического образования сама нашла ответ на этот сложный вопрос, во всяком случае близка к тому, чтобы этот ответ был всеобъемлющим и исчерпывающим. По сути дела, Болонская система учета кредитных единиц уже имеет свой аналог в процессе выстраивания сопряженных планов педагогических колледжей и педвузов, и это очень важно для дальнейшей интеграции отечественного образования в мировую систему подготовки кадров.

Все ли сделано? Нет, не все, именно поэтому продолжается работа по совершенствованию системы педобразования. Все ли устраивает? Нет, не все, именно поэтому вузы и колледжи так вдумчиво и упорно работают над выработкой все новых и новых вариантов, форм, моделей подготовки кадров. Иначе не может быть, поскольку система педагогического образования во многом выстраивается под потребности школьного образования, а школы нынче разные - профильные, с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи и так далее, и каждой требуются педагоги, подготовленные с учетом специфики этих учебных заведений. Можно сказать, что система педагогического образования сегодня занимается самоусовершенствованием и самообогащением, творческим поиском на благо развития всей системы образования в целом. В поиске этом она безусловный лидер, а потому мы еще не раз вернемся к тем новациям, которые будут ею предложены. Тем более что в связи с передачей учреждений среднего педагогического образования на уровень регионов и муниципалитетов, разграничением полномочий по финансированию вузов и ссузов система педобразования столкнется с самыми различными проблемами, подчас доселе ей неведомыми.

Современное педагогическое образование должно сегодня разрабатывать такие технологии и методические подходы, которые бы позволили высшим и средним специальным учебным заведениям работать по сопряженным учебным планам, скоординированным программам. Это не только поможет обучающимся сделать свой точный выбор в профессиональном плане, но и удовлетворит спрос на педагогические кадры, соответствующие современным требованиям.

Василий ЖУРАКОВСКИЙ,

академик-секретарь отделения профессионального образования РАО:

- Нам нужно подумать о том, чтобы отойти от традиционного дисциплинарного подхода к преподаванию (особенно в высшей школе) и перейти к деятельностному подходу, который позволит нашим выпускникам-педагогам более эффективно готовиться к своей профессиональной работе. В первую очередь нам пора от экспериментов переходить к практике, устанавливая еще более тесную связь между педагогическими колледжами и вузами. Есть уже многолетний опыт удачного симбиоза педагогических университетов и колледжей. Выстраивается оптимальная структура управления, которая предполагает не поглощение одного учебного заведения другим, а их интеграцию на более высоком уровне.

Информация к сведению

В системе среднего педагогического образования РФ работают 345 педагогических учебных заведений, среди них 254 колледжа, в которых обучаются 204 тысячи студентов по двадцати специальностям. Девять колледжей - структурные подразделения вузов, более 90% педагогических колледжей и училищ сотрудничают с высшими учебными заведениями.