Примерно так я и поступил, опросив участников одного из многочисленных мероприятий, проведенных Малой академией наук «Интеллект будущего» в Подмосковье. Как оказалось, представление об интеллигенте как о неком тихом добром существе с бородкой, в костюме и в очках, да чтоб непременно знал латынь, присутствует далеко не у всех.


Людмила КУТЬКО, учитель химии и биологии школы №7, Губкинский, ЯНАО:
- Интеллигентный - значит уважающий ценности и достижения, которые уже есть, умеющий их анализировать, культурно высказывать свое мнение «за» и «против».
Главный критерий интеллигента - наличие глубоких теоретических знаний. Также важны чувство нормы, понимание границ, умение вовремя останавливаться, способность работать в оптимуме, считаться с другими людьми. Правда, интеллигентный человек, уважая чужие границы, очень редко достигает материальных высот. Зато он более духовно развит, поэтому для богатых такие люди ненавистны и презренны. В свою очередь культурный человек не позволит себе унизить бескультурного.
Вряд ли можно считать интеллигентами всех педагогов, ведь это люди со своими потребностями, которые они решают по-разному. А разве может учитель оставаться интеллигентом, если его нагружают всякой работой, которую он не должен делать, а он соглашается?

Светлана ШАЯХМЕТОВА, директор центра бухгалтерского обслуживания, Москва:
- Интеллигентный - это прежде всего воспитанный, культурный, затем образованный, и только потом тот, кто имеет собственное мнение. Но вот выражать его - это по обстоятельствам. И я не согласна с тем, что интеллигент - непременно оппозиционер. Оппозиция может состоять частично из интеллигентов, но, как правило, там полно всех подряд. Невоспитанные люди отстаивают свое мнение гораздо активнее воспитанных. Поэтому не стоит говорить, что если мы-де вышли на митинг, то мы интеллигенты, а если вы сидите дома, то наоборот. Интеллигент - тот, кто может промолчать там, где нужно. А неинтеллигент не может.
Интересная особенность интеллигента - он не борец. А если борец, то почему-то он не интеллигент. Лично я аттестованный аудитор, защищаю кандидатскую. Но у меня еще и строительная фирма. Если буду интеллигентом - разорюсь. А у меня двое детей и мужа нет.

Татьяна РАСТРЕПИНА, преподаватель русского языка и литературы гимназии «Перспектива», Самара:
- Интеллигенты - это прежде всего люди умственного труда. Но моя бабушка, которая окончила всего лишь 4 класса церковно-приходской школы, была чистым интеллигентом, она обладала высочайшим уровнем нравственности. Интеллигент всегда с уважением относится к другой культуре, но глубоко любит свою, знает, гордится ею и никогда не станет пренебрежительно о ней говорить.
В школе должны работать интеллигенты. Но сейчас об этом сложно говорить. Сейчас серьезный гендерный перекос, учителя в основном женщины. А когда женщины берут на себя мужские функции, вынуждены работать за мужчин, заниматься обучением и воспитанием... Может быть, это вынуждает людей вести себя по-хамски.
Татьяна ФУРСОВА, ученица 10-го класса школы №7, Новокуйбышевск, Самарская область:
- Интеллигент - это тот, кто достаточно умный и знает, что делает в жизни. Уважает себя! Это человек с высшим образованием, обязательно порядочный, то есть который не может поступать противозаконно. Если он интеллигент, значит, он должен быть правильным во всем, не курить, не пить, не ругаться матом. Но если он, в общем, порядочный, но с сигаретой, он не интеллигент. Ведь это нездоровый образ жизни!
Например, все мои родственники именно такие. И я тоже буду интеллигентом! Но пока трудно сказать, ведь надо сначала стать образованной, а это после школы и университета, когда будет работа, которая нравится.

Елена ПАНЧЕНКО, учитель математики и информатики аннинской школы №3, Воронежская область:
- Интеллигентный человек - культурный, грамотный, открытый для общения. У него обязательно должны быть какие-то определенные моральные принципы. В наше время многие считают, что интеллигентом быть немодно, даже среди учеников интеллигентных детей не всегда любят. Хотя в любом классе всегда найдется ребенок, который будет относиться к интеллигентным людям.
Думаю, было бы хорошо, если бы интеллигентных людей стало больше. Но не у всех семьи благополучные, а все идет из семьи. И даже в благополучных семьях не всегда вырастают интеллигенты. Учителя по определению должны быть интеллигентами, коль скоро мы воспитываем детей и стараемся сделать их умными и образованными. Лично мне повезло, мои коллеги - интеллигенты! Да и себя я тоже считаю таковой.

Владислав БАХЕРКИН, ученик 9-го класса школы №17, Краснотурьинск, Свердловская область:
- Интеллигент - человек, который никогда не выражается нецензурно, порядочный, всегда поступает по совести. Но среди моих знакомых таких мало. Они очень часто матерятся, могут плеваться, мусорить, и им все равно. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы стать интеллигентом. Да, это требует большой ответственности, но зато на благо всем. Интеллигентные люди могут достичь большего, к ним лучше отношение в коллективе. И даже если начальник хам, а подчиненный интеллигент, второй просто уйдет на другое место. Зато если хам подчиненный, начальник постарается его исправить или уволить.

Людмила МАКУШИНА, педагог дополнительного образования Центра детского творчества, Краснотурьинск, Свердловская область:
- Интеллигентный человек принципиален, а поскольку хочет облагородить мир, переступает через свои слабости, идет порой напролом. Непримиримость не самое главное его качество. Но если перед ним великая цель, он будет непримиримым. Те, кто видит несправедливость и молчит, сваливают проблемы на других, а значит, они не интеллигенты. Поэтому те, кто не возмущается политикой руководства страны, кто не выходит на митинги, не взывает к справедливости, перекладывают все на чужие плечи. Возможно, им даже нравится политика властей. Это предательство!

Евгения УДАЛОВА, ученица 10-го класса гимназии №23, Челябинск:
- Интеллигент - достаточно образованный, духовно развитый человек, он может поддержать разговор на любую тему, он разносторонне развит, с ним интересно и легко общаться. Наличие ума, конечно, желательно, даже обязательно, но не всегда бывает, что чем умнее, тем интеллигентнее. Иногда человек очень умный, но не может применить свои знания в разговоре, с такими людьми очень сложно разговаривать.

Но это все результаты очного опроса, так сказать, «глаза в глаза». А виртуальный опрос показал, что обитатели блогосферы придерживаются несколько иных взглядов относительно обозначенной проблемы. Причем играет довольно большую роль, принадлежит ли человек к системе образования или нет.
Вот примеры ответов пользователей одной из педагогических социальных сетей.

VetaLanaR: Раньше было просто: рабочий, крестьянин, интеллигент - социальная структура общества. А теперь иногда в слово «интеллигент» вкладывается и какое-то негативное значение: признак мягкотелости в характере.
Defender3: Только в нашей стране есть понятие «вшивый интеллигент», отсюда и отношение к ним в обществе.
Morinvill7: Понятие «интеллигенция» характерно только для российского общества. Его определить трудно, потому что этого факта в обществе не существует. Все мы ищем интеллигента, которого нет. Пора от него отказаться и заменить словом «профессионалы».
VetaLanaR: Честно, никогда не задумывалась раньше, подхожу ли под определение «интеллигент». Если взять определение Лихачева, а оно мне понравилось, среди учителей, которых знаю я, таких мало.
Kremer30: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г...». В.И.Ленин (из письма к Горькому 15 сентября 1919 года).
Lewin1949: Интеллигентность определяется не высоким уровнем образованности, а высоким уровнем воспитанности.
Kamininiene: Таких людей узнаешь по поступкам - это те, кто прежде всего думает о других, кто не сделает больно другому, не забывает об общечеловеческих ценностях.
Savelyeva62: Надо согласиться, что интеллигенция всегда была бедной и самоотверженной. Богатство - то, что не сочетается с интеллигентностью.
Alex-58: Интеллигент - это прежде всего человек, обладающий целостным восприятием окружающего мира с точки зрения понимания его устройства, законов, которые им управляют, разбирающийся в основных концепциях современного естествознания и знакомого с родной и общемировой культурой. Однако встречаются такие охламоны, что челюсть отвисает.
Aakavreva: Оппозиционность к власти для учителя, мне кажется, неприемлема. Учитель получает зарплату, которую ему платит власть. А чтобы уйти в оппозицию, надо перестать получать от нее зарплату.

По мнению представителей среднего класса, которые причисляют себя к интеллигенции, их главное отличие от всех остальных - способность видеть гораздо дальше собственного носа, уметь оценивать риски и вовремя предупреждать о них общество. Иными словами, интеллигент - это некий эксперт, который трезво взвешивает все плюсы и минусы, после чего делает выводы, не обращая внимания на угрозы и попытки подкупа.
Это, безусловно, очень красиво и благородно... если бы не одно «но». По странной закономерности большинство представителей интеллигенции, считая себя экспертами во всем, почему-то обращают внимание лишь на недостатки, негатив, ошибки, просчеты и тому подобное, не считая нужным хотя бы упомянуть о чем-либо положительном. Подобная позиция выглядит как минимум однобокой.

В заключение хочется задать вопрос читателям «Учительской газеты»: а что лично вы вкладываете в понятие «интеллигенция»? Считаете ли вы себя частью этой «прослойки общества»? И каково место интеллигенции в государственном устройстве?

Интеллигент... это человек, обладающий умственной порядочностью. Меня лично смущает распространенное выражение «творческая интеллигенция», точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть нетворческой. Все интеллигенты в той или иной мере творят, а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с «идеологическим уклоном», с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник.
К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.
Дмитрий Лихачев,
«О русской интеллигенции», 1993 год

Из словарей

В функциональном (изначальном) смысле термин «интеллигенция» использовался в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности. В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта. Во множестве словарей формулируется как «слой людей, профессионально занятых умственным трудом».