Задачи:
- понимать нравственное значение сказок;
- понимать важность умений за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения и рассказывать, какими средствами передает это художник.

Оборудование: Старик-Годовик, карточки, картина А.И.Морозова «Сельская бесплатная школа».

Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует детей.

2. Актуализация знаний
Установление причинно-следственных связей.
Учитель: В мешке Старика-Годовика собраны признаки самого прекрасного времени года. Ваша задача - объяснить причину явлений.
Гололед - понижение температуры после оттепели; пожар; наводнение.
Ледостав - таяние льда; повышение температуры; понижение температуры.
Метель - снегопад при сильном ветре; сильно пригревает солнце.
Короткие дни и длинные ночи - солнце на небосклоне высоко; самое низкое положение солнца.
Ваши красивые правильные ответы - четкие и полные ответы; яркая эмоциональная речь.
Хорошее настроение - метет пурга; светит солнышко; праздничный открытый урок.
Что вам нужно делать, чтобы ваши ответы были красивыми и правильными?
Что поднимает вам настроение?
Ответы учеников.
Учитель: О каком времени года идет речь в задании Старика-Годовика? (О зиме.)
Старик-Годовик приглашает вас в студию. Может, кто-то из вас знает, что это? Студия - это место, где готовят телевизионные передачи, создают мультфильмы или фильмы. Сегодня мне хотелось бы  с вами и со Стариком-Годовиком создать фильм о самом прекрасном времени года, о зиме. Название фильму дадим, когда сформулируем тему занятия.

3. Целеполагание
Учитель: Какова же тема? Давайте посмотрим. (Слайд презентации.) Что случилось с названием темы? Старик-Годовик мне подсказывает, что Метель замела некоторые буквы названия темы. Попробуем ее расшифровать.
Ключ к отгадке находится у нашего друга Годовичка, посмотрите на слайд.
Слайд с темой «Зима - время науки и сказок».
Учитель: Молодцы! Вы не только сформулировали тему, но и определили название фильма. Что мы узнаем на занятии?
Задачи:
1. Почему зима - время науки?
2. Почему зима - время сказок?
3. Учиться строить четкие и полные ответы.
Учитель: Молодцы! Смогли самостоятельно сформулировать тему занятия, правильно поставили задачи, попытаемся их решить.

4. Работа по теме
Учитель: Приступаем к решению первой задачи, к созданию одного из фрагментов нашего фильма «Зимняя сказка».
Почему зиму  называли временем науки?
Ребята, когда вы приходите в школу после летних каникул?
Ребята, а вы знаете, когда в старину дети приходили в школу после лета?
Найти ответ на этот вопрос вам поможет карточка. Попробуйте сами найти ответ на вопрос «С какого дня в старину дети начинали учиться?».
Работа детей с карточкой.
Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?
Кто может ответить, к кому обращались школьники за помощью в ученье?
Ребята, так почему зиму в старину называли временем науки?
Ответы учеников.
Учитель: Посмотрите на изображение иконы святого Наума. Он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя.
Обратите внимание на картину (показывает картину А.И.Морозова «Сельская бесплатная школа»). Где происходит действие - в современной или старинной школе?
Как вы это определили?
Ответы учеников.
Учитель: Действительно, это старинная школа в селе, картина А.И.Морозова так и названа - «Сельская бесплатная школа».
Попробуйте «послушать» картину, что можно услышать?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Мы нашли ответ на первый вопрос «Почему зима - время науки?». Как создатели фильма, вы проявили самостоятельность, находчивость, любознательность.
Разминка для глаз. Слайд.
Учитель: Сейчас нам с вами нужно найти ответ на второй вопрос «Почему зима - это время сказок?» и продолжить работу над фильмом.
Объясните значение пословицы «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». (Ответы детей.) Так вот зимнее время - пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время, когда было меньше работы, не существовало электричества, телевидения, компьютеров. В долгие зимние вечера дети слушали сказки и ума набирались.
Почему зиму называли временем сказок?
Ответы детей.
Учитель: Посмотрите, сколько красивых сказочных  узнаваемых мест в нашем районе.
(Картинки на слайдах.) Может, вы их узнали? Дайте название картинам.
Сейчас мы попытаемся сочинить сказку. К нам в нашу сказку придут герои Пермского края. (Слайд или интерактивная доска.) Посмотрите, какие герои пришли. Назовите их. Обратите внимание, не допустила ли я ошибку? Правильно, слоны в нашей местности не живут, они предпочитают жаркие страны. Где возможна встреча с этими сказочными героями? Определите для каждого из них свое место среди 4 слайдов.
Дети работают с интерактивной доской.
Учитель: Наша сказка будет называться «Какая бывает зима?». Она начинается с таких слов: «Спросили у слона: «Какая бывает зима?» Слон ответил: «Я не знаю». Почему он так ответил? В группах вам нужно поработать с карточкой №2 и объяснить, почему герои сказки дают разную характеристику зиме.
Первой группе надо объяснить, почему снегирь дает такую характеристику зиме.  Второй группе - объяснить слова рыжей собаки. Третья группа объясняет, почему  медведь  дает такую характеристику зиме, как у вас в карточке. И четвертой группе необходимо объяснить слова мальчика. Сказку вам нужно начать со слов, которые в карточке, обсудить в группе и продолжить начатое предложение.
Работа в группах. Составление сказки. Зачитывание всей сказки.
Учитель: Какая у нас получилась сказка? Внимательно слушайте, чтобы оценить работу групп. Я начинаю сказку Пляцковского «Какая бывает зима».
Однажды у слона спросили:
- Какая бывает зима?
- Я не знаю, - ответил слон.
Карточки.
1. Спросили у снегиря:
- Какая бывает зима?
- Зима бывает трудная, голодная, - сказал снегирь. - Потому что…
(Ответы детей.)
2. Спросили у рыжей собаки:
- Ты знаешь, какая бывает зима?
- Холодная, - пролаяла собака. - Потому что… (Ответы детей.)
3. Спросили у медведя:
- А ты как думаешь, какая бывает зима?
- Зима короткая. Тянется всего одну ночь, - ответил медведь. - Потому что... (Ответы  детей.)
4. Спросили у мальчишки:
- Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима?
- Зима бывает веселая, - крикнул мальчишка. - Потому что…
(Ответы детей.)
Кому всех труднее приходится в зимнее время?
Как мы можем им помочь?
Кусочек сказки чьей группы был интереснее?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы! Получилась очень интересная сказка о героях, которые проживают в нашем крае. Сказок очень много, надеюсь, что вам понравилось сочинять их. Думаю, что зимним вечером вам захочется прочитать сказку.
Домашнее задание: прочитать сказку «Скупясь, не сбережешь».
Учитель: Думаю, вам теперь несложно ответить на вопрос «Почему зима - время сказок?». Обсудите это в группах.
Ответы групп.
Учитель: Какие вы умницы, как умеете хорошо рассуждать, фантазировать!
Сейчас мы сочиним стихи о зиме, пусть это будет «Лирический снегопад».
Ознакомьтесь со строчками стихотворения на карточках-снежинках и подберите рифму.
Дети работают над стихами.
1. Сыплет с неба белый пушок,
И скрипит под ногами (что?),
Санки быстрые с горки (что делают?),
Елки в (каком?) наряде стоят.
2. Снова правит хозяйка-зима,
Серебром посыпает (что?),
Крыши, улицы, лес и нас всех
Под ребячий (какой?) смех.
3. К нам опять пришла (что?),
Птицам голод принесла.
Птиц в обиду не дадим,
Мы (что?) смастерим.
4. На березки, на осинки
Летят (какие?) снежинки!
Снеговик поет и пляшет
И платочком белым (что делает?).
Учитель: Я думаю, что мы сможем внести стихи в наш фильм «Зимняя сказка».

Рефлексия
Учитель: Вернемся к учебным задачам, которые  ставили в начале занятия.
Какие учебные задачи ставили?
Посмотрите, какой фильм у нас с вами получился.
Почему зима - это время науки?
Почему зима - это время сказок?
Зима всегда, и в старину, и сейчас, - хорошее время для учебы и чтения сказок.
Оценивание. Анализ работы в группах.

Прим. ред. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/874.