Интегрированный урок в 3-м классе составлен по программе 1-4-х классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, автор учебника чтения для 3-го класса - З.Н. Смирнова.

Коррекционно-образовательные задачи:
- ознакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
- развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
- развивать навык выразительного чтения по ролям;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела;
- закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные;
- уточнить предметный словарь (лиса, лисята, нора, мыши, заяц и другие) и словарь признаков (рыжая, хитрая, осторожная, пушистый и другие) по теме «Дикие животные. Лиса».

Коррекционно-развивающие задачи: развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, мыслительные и психические процессы.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать интерес и бережное отношение к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества, уважительное отношение в общении.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», карточки с заданиями, пословицами, словари.

Ход урока
I. Организационный момент Психологический настрой на урок.
Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и греет всем. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь к себе, близким, к природе. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир на Земле. Направляем лучики с добром, радостью и здоровьем. Звездочка в вашем сердце стала большой, как солнце. Оно несет тепло, доброе отношение друг к другу, уважение в общении.

II. Актуализация знаний о признаках весны
Учитель: Сегодня я спешила к вам на урок под своим волшебным зонтом (учитель раскрывает зонт), а волшебный он потому, что только под ним замечают все необычное и удивительное. Я обратила внимание, что дни становятся длиннее и солнце светит ярче.
Затем учитель предлагает детям раскрыть волшебный зонт и назвать изменения в природе.
Учитель:
Снег теперь уже не тот:
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Весело на крыше.
Почему воробей весело зачирикал? (Он рад приходу весны.)
Ребята, не только птицы радуются приходу весны, но и люди, растения и другие животные.

III. Целеполагание
Учитель: Сегодня я приглашаю вас на телепередачу «В мире живого и интересного».
Определите героя нашей телепередачи.
На мультимедийном экране слово «ЛЕСА».
Учитель: Если в этом слове изменить гласную, то оно превратится в название животного, которое и будет героем нашей телепередачи. На экране перед вами это удивительное животное (лиса).
Что хотите узнать о лисе на нашей передаче?
В этом вам помогут слова в начале предложений. Как…? Где…? Чем…? Какой? Какая…?
Сегодня на уроке чтения и развития речи мы поговорим о лисе, узнаем, чем она питается, где живет и многое интересное из ее жизни. В этом нам поможет русская народная сказка «Лиса и журавль». Работать будем под девизом: «Учусь красиво говорить, фантазировать, творить!».
А в программе «В мире живого и интересного» нас ждут следующие рубрики: «Страничка объявлений», «Литературная страничка», «Этот удивительный мир», «В гостях у Совы».
А вот и она сама. (Учитель выставляет фигурку Совы.) Будет Совушка сегодня моей помощницей.
Как вы думаете, почему именно ее я выбрала?
Ответы детей.
Учитель. Конечно, она является символом мудрости и знаний. Существует поверье, что совы мудры и могут предсказывать важные события. Мудрость совы еще заключается и в том, что она умеет хранить молчание и имеет важный вид.

IV. Артикуляционная гимнастика
Чтобы нам с вами красиво говорить, правильно читать, проведем гимнастику.
1. Мимические упражнения
Сидит лисичка на пригорке, наблюдает за происходящим в лесу весной. А лисята смотрят на маму и повторяют все движения.  (Упражнения на развитие эмоций - карточки.)
2. Упражнения для губ и языка:
- ловит лиса на язычок крупных насекомых (удерживать широкий язык на нижней губе, рот приоткрыт);
- готовится лиса к охоте, точит зубки (покусывание кончика языка);
- спряталась, притаилась, ждет добычу (убрать язык за нижние зубки);
- побежала лиса к своим знакомым поздравить с приходом весны (мелкие движения языка вправо-влево за нижними зубами).
3. Упражнение на дыхание
Пошла лиса с лисятами в лес погулять. Идут, светит солнышко, дует легкий ветерок (тихо произнести с-с-с). Ветер стал усиливаться (с-с-с-с), вдруг подул сильный ветер (с-с-с-с). Пришлось им вернуться домой.
Учитель: Мы с вами готовы красиво говорить, фантазировать, творить.

V. Работа по теме урока
Учитель: Продолжаем работу. Прочитайте объявление в рубрике «Страничка объявлений»: «Внимание!!! Приглашаем всех зверей поучаствовать в конкурсе красоты «Мисс леса». Надо каждому зверю не только себя показать, но и о себе рассказать. Давайте поможем лисичке представить себя на конкурсе красоты «Мисс леса».
Какими словами лиса может похвалиться перед друзьями своей красотой?
Дети: Рыжая, золотистая, красивая, привлекательная, пушистая.
Учитель: Какая должна быть лиса на охоте?
Дети: Умная, хитрая, проворная, любопытная, осторожная, бесшумная, быстрая, ловкая.
Представление лисы на конкурсе красоты. Учащиеся составляют рассказ о внешнем виде и повадках лисы.
Учитель: Сейчас нас ждет рубрика «Литературная страничка».
Знакомство со сказкой «Лиса и журавль».
Учитель: Лиса - любимая героиня русских сказок, чья хитрость вошла в поговорку. Как в сказках называют лису?
Дети: Лисичка-сестричка, кумушка, Патрикеевна, рыжая плутовка.
Учитель: В чем же хитрость лисы? Прежде всего в умении уходить от погони, запутывая следы, резко меняя направление движения и сбивая с толку преследователя. Хитрость проявляется и в способах охоты. Может плутовка терпеливо ждать в засаде у кроличьей норы.
Какие сказки о лисе вы знаете?  (Ответы детей.) Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой в сказке «Лиса и журавль».
Послушайте внимательно сказку. Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?
Чтение сказки учителем.
Учитель: Понравилась вам сказка? Чем особенно?
Какие чувства вы испытали к героям сказки?
Какие слова вам непонятны?
Ответы детей.
Словарная работа
Пир - большой званый обед, обильное угощение.
Потчевать - угощать.
Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
Несолоно хлебавши - ни с чем.
Учитель: Какова лиса в сказке? Каков журавль в этой сказке?
Дети: В сказке лиса хочет перехитрить журавля.
Учитель: Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?
Ответы детей. Ученики читают сказку самостоятельно.
Учитель: Найдите в тексте пословицу. (Как аукнется, так и откликнется.) Как вы ее понимаете?
Ответы детей.
Учитель: К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?
1. Каков гость, таково ему и угощение.
2. На что и звать, коли нечего дать.
3. Не потчуй меня тем, чего я не ем.
Получился ли званый пир? Почему?
Какой урок преподал журавль лисе?
Почему лиса перестала дружить с журавлем?
Была ли это настоящая дружба?
Ответы детей. Чтение сказки по ролям.
Учитель: Назовите персонажей сказки. Карандашом в тексте выделите их реплики. Перед словами автора поставьте букву А, перед словами лисы - Л, перед словами журавля - Ж. Несколько реплик выделяем вместе, далее дети выполняют самостоятельно.
Учитель: Каким голосом нужно читать слова лисы? А журавля? Чему учит эта сказка?
Ответы детей. Составление детьми своих сказок о лисе и журавле.
Учитель: Я вам, ребята, предлагаю пофантазировать, побыть в роли сказочников. Придумайте такой конец сказки, чтобы лиса и журавль остались друзьями.
Ответы детей.
Учитель: Какую информацию о лисе вы извлекли из сказки «Лиса и журавль»? (О повадках.) Молодцы, вы проявили свою фантазию и творчество.
А сейчас мы переходим к следующей рубрике - «В гостях у Совы». Игра называется «Совушка».
Динамическая пауза.
Рубрика «Этот удивительный мир!»
Учитель: Ребята, Совушка приготовила для вас интересное задание, выполнять его будете в группах. В карточке галочкой отметьте название животного по способу питания. Если животное травоядное, впишите букву Т, если хищное - Х, если оно всеядное -   букву В.
Заяц - ?    Тигр - ?     Лиса - ?
Лось - ?    Волк - ?                             
Учитель: К каким животным по способу питания вы отнесли лису?
Ответы детей.
Учитель: Лисы всеядны. Основу лисьего меню составляют грызуны, зайцы, птицы. С удовольствием Патрикеевна поедает ягоды, фрукты, ловит насекомых, собирает червей. Но чаще она питается мышами. Охота на них называется мышкованием.
Другое задание мудрой Совы.
Карточка. Определите жилище лисы с помощью стрелочки.
Учитель: Как вы думаете, где живут лисы? Можете воспользоваться энциклопедией о животных.
Ответы детей.
Учитель: Лисы живут в норах. Норы они строят под корнями деревьев очень узкими, чтобы не пробрался незваный гость. Дом лиса может занять и чужой. Обнаружив барсучью нору, лисица применяет всю свою природную хитрость. Дождавшись, пока хозяин уйдет, она забирается к нему в нору и устраивает там «туалет». Вернувшись, чистюля барсук в ужасе принимается за уборку, но стоит еще раз отлучиться, как все повторяется, - приходится уступить жилье плутовке. Обустроив жилище по-своему, лисы обзаводятся потомством. Нечасто встретишь таких заботливых родителей, как лисы. Первое время мать не оставляет малышей ни на минуту, еду добывает отец, а потом и оба родителя трудятся, чтобы прокормить прожорливых  лисят.
Вы, наверное, давно заметили, что животные имеют хвосты. А нужны ли они им? Оказывается, это очень важная часть тела. Например, у бобра хвост - и руль, и сигнальное приспособление: при опасности он хлопает хвостом по воде, предупреждая других бобров. Кенгуру же прыгает при помощи своего огромного сильного хвоста. Как вы думаете, а зачем лисе хвост?
Рассуждения детей.
Учитель: А я заканчиваю рубрику «Этот удивительный мир». Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос, что произойдет в природе, если исчезнут все лисы?
Ответы детей.

VI. Домашнее задание
Учитель: Дома предлагаю нарисовать знаки, которые помогут сохранить этот удивительный живой мир.

VII. Рефлексия
Учитель: Подошла к концу передача «В мире живого и интересного».
Чем она вам понравилась?
Что интересного вы унесли с урока?
Ответы детей.
Учитель: Вместе с Совушкой мы подведем итог урока, сочинив стихотворение о лисе.
1-я строчка: тема урока (предмет) - лиса.
2-я строчка: 2 признака предмета.
3-я строчка: 3 действия предмета.
4-я строчка: выразить свое отношение.
Дети зачитывают получившиеся строчки.

​Ольга МЕРКУРЬЕВА, учитель начальных классов Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель XVII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»