Это не только понижает качество общего среднего образования, но и негативно влияет на подготовку будущих инженеров. В первую очередь это следствие того, что в 90-х годах из обязательного школьного образования исключили предмет «Черчение» и не включили геометрографическое образование в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Сегодня необходима качественно новая довузовская графическая подготовка современного инженерно-технического корпуса России, поэтому вопрос об изучении «международного языка техники» в школе должен снова вернуться на повестку дня. Но после 20 лет перерыва поздно просто «реанимировать» старое черчение в школе как обязательное для всех, даже включив в учебники новые разделы по компьютерной графике. Основы машиностроительного черчения, которые изучали в курсе «Черчение» несколько десятилетий назад, когда наша школа была политехнической, сегодня малоэффективно внедрять повсеместно, так как школа стала принципиально другой, изменились и сами дети. Нужен принципиально новый подход к геометрографическому школьному образованию в целом - новая стратегия его развития.
На основании опыта многолетней научно-исследовательской и экспериментальной работы по разработке и апробированию нового авторского курса «Геометрография» считаю необходимым рассматривать геометрографическое образование как непрерывное, приведенное в единую научную систему изучение графического языка - универсального языка общения и способа передачи информации. Это единственный язык, на котором говорят все народы мира без исключения. Его «грамматику», основные правила и законы устанавливает точная наука - теория изображений (начертательная геометрия), которая логично связывает воедино реальные объемные формы и их плоскостные изображения, то есть понятия планиметрии и стереометрии. Буквами и словами графического языка являются простые геометрические образы, как еще в XVII веке писал Галилео Галилей: «Природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники и иные математические фигуры».
Если подходить к геометрографическому образованию как к науке, изучающей универсальный международный язык общения, то напрашивается вопрос о распределении часов в школьной программе. Напомню, что на обязательное изучение графического языка в школе часы вообще не выделяются, хотя доказывать даже маленьким детям, что «одна картинка стоит тысячи слов», не требуется. Достаточно на первом же уроке геометрографии изобразить две чашки весов, на одной изобразить кружок с лучами, а на другой написать слово «солнце» на разных языках.
Накопленный опыт и проведенные мною эксперименты показали, что изучение основ геометрографии - азбуки графического языка должно начинаться не в старших классах на уроках черчения, а в начальной школе или в подготовительной группе детского сада и проходить параллельно с изучением русского и иностранных алфавитов.
Для апробации и подтверждения правильности этой концепции после десятилетий работы со старшеклассниками и студентами я создала кружок «Геометрография - азбука графического языка» для детей младшего возраста начиная с 6 лет, который успешно работает на базе центра досуга «Ровесник» в Москве. Обучение проходит сразу в трех техниках исполнения изображений - ручной, инструментальной и компьютерной. Дети работают в бесплатной учебной версии российской программы автоматизированного проектирования КОМПАС 3D LT, которая есть во всех школах. Опыт показал, что основы геометрического компьютерного 3D-моделирования, которое начинают изучать только в старших классах или институтах, на уроках геометрографии дети младшего возраста с большим интересом и восторгом осваивают уже с первого занятия. Это связано с тем, что пространственные ощущения и восприятие у детей 6-7-летнего возраста развиты значительно лучше, чем плоскостные, а используемая на геометрографии методика объяснения материала очень понятна и доступна.
Геометрография не только приводит в единую систему основные геометрические представления и понятия, развивает логическое мышление и пространственное воображение, но, что особенно важно, позволяет в раннем возрасте выявлять детей, проявляющих особые способности и интерес к дизайну и технике. Например, когда я в первый раз показала детям 6 лет программу КОМПАС 3D LT и объяснила, на что нажать, чтобы провести линию, то мой ученик Ванечка сразу же заявил, что хочет начертить грузовик. И что самое потрясающее - маленький ребенок, который еще не знает научно-технической терминологии и не освоил ручную и инструментальную технику выполнения изображений на бумаге, за несколько минут начертил на экране монитора во взрослой программе автоматизированного проектирования нечто очень похожее на контур грузовика с многочисленными колесами, по его словам, как у танка! Из таких детей обязательно вырастут настоящие российские инженеры XХI века, если с ними грамотно и целенаправленно работать в начальной, средней и старшей школе. Таким образом, уже на стадии изучения азбуки графического языка начинается формирование будущей элиты российской науки и техники, подготовка кадров для ведущих технических вузов, Сколкова и других инновационных российских площадок.
Геометрографическое образование в школе должно состоять из трех уровней. Первый, обязательный для всех учащихся начальной школы уровень «Геометрография - азбука графического языка» - это фундамент, который нужен каждому человеку наравне с умением читать и писать.
Второй уровень - это приведенное в единую научную систему изучение основ графики и дизайна в средней школе.
Третий уровень по выбору учащихся - это техническая профориентация в старших классах и начальное профессиональное графическое образование. Специализированные учебные курсы по инженерной графике, дизайну, архитектуре, строительству и другие должны быть составлены исходя из требований главного «заказчика», то есть государства и высшей школы, и в согласованном и утвержденном объеме должны стать обязательным условием приема в вузы и на производство.
Если слово «рисовать» заменить на понятие «геометрографическое образование», то высказывание французского философа-просветителя XVIII века Дени Дидро «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах» станет в России путеводной звездой.

​Галина АНИСИМОВА, учитель черчения, педагог дополнительного образования центра досуга «Ровесник», Москва, фото автора