Во введении автор начинает издалека, отталкиваясь от проблем с растущими детьми богатых людей. Цитирую:
«Построившие многомиллионные компании, давшие работу тысячам людей (на том спасибо. - М.К.), они нередко чувствуют себя беспомощными, когда речь заходит о собственных детях. «У меня такие возможности, я могу оплатить учебу в любом университете мира, устроить в самую крутую компанию. А он вообще ничего не хочет!» - делится папа-бизнесмен. «Все, что он умеет, - это гонять на машине и расплачиваться кредиткой. Иногда думаю, как он выживет, если со мной что-нибудь случится?» - делится мама. «Я надеялся, что он подхватит мой бизнес. Но ему ничего не интересно». За всеми этими признаниями чувствуется горечь и разочарование. Ведь эти успешные люди делали для своих детей все».
Первая глава также начинается с душещипательного примера. Когда у состоятельных родителей появился третий ребенок, они решили, что мама по-прежнему будет жить в Лондоне, где учатся старшие дочери, а сынишку оставили под присмотром нянек, которых, кстати, без конца меняли. В итоге к пяти годам ребенок стал неуправляемым и совсем отбился от рук.
В общем, богатые тоже плачут. Такой посыл к рассматриваемой теме не очень впечатляет. «Нам бы ваши проблемы», - подумают читатели, живущие на зарплату. Но Марина Мелия тут же переходит к анализу не только психологического, но и большого социального содержания, по существу, затрагивая то, что многие педагоги-психологи называют болезнью века, - духовный разрыв между детьми и родителями, бесплодность воспитания. Автор, опираясь на современные исследования, доказывающие, что основное формирование личности ребенка происходит именно в первый год его жизни, детально разбирает то положение, в котором оказываются родители, когда в семье появляется ребенок, когда меняются их жизнь, обязанности и ответственность.
Итак, в семье появился ребенок, а с ним и проблемы воспитания. Этот феномен замечательно и очень реалистично описал «насмешник над Богом и людьми» Франсуа Рабле в своей знаменитой книге «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «На младенца было приятно смотреть, потому что у него было славное личико, и кричал он редко, зато пачкался ежечасно, ибо был удивительным флегматиком в отношении стула как по своей натуральной комплекции, так и от случайных обстоятельств, а именно от чрезмерного пристрастия к соске... Когда же он бывал раздосадован, разгневан, раздражен или удручен, когда он топал ногами, плакал, кричал, ему давали соску, и он тут же утихомиривался и опять становился спокойным и веселым мальчиком, качаясь в люльке и попукивая».
Дальше - больше. Младенец подрос, но хлопот с ним меньше не стало: «В возрасте от трех до пяти лет Гаргантюа растили и воспитывали по всем правилам согласно распоряжению отца (велика роль отца в воспитании!), и время он проводил, как все дети, а именно: пил, ел и спал; ел, спал и пил; спал, пил и ел... Вечно валялся в грязи, пачкал нос, мазал лицо, стаптывал башмаки, ловил частенько мух и с увлечением гонялся за мотыльками. Писал себе на башмаки, какал в штаны, от жирного пукал, утирал рукавом нос, сморкался в суп, шлепал по всем лужам, везде совал свой нос, пускал мыльные пузыри...»
Это о средневековом юном королевиче, а все дети и сегодня остаются такими же.
Характер ребенка формируется в раннем детстве, это известно. Но как рано надо приступать к воспитанию? Известна восточная притча, когда молодая мать на седьмой день после родов приходит к мудрецу и спрашивает совета, как ей воспитывать ребенка. На что мудрец ей отвечает: «Ты опоздала на шесть дней». Японский бизнесмен Масару Ибука увлекся детской психологией и написал нашумевшую книгу - руководство по воспитанию маленьких детей «После трех уже поздно». Марина Мелия утверждает, что решающим в воспитании ребенка является первый год жизни.
Между тем большинство родителей считают, как справедливо замечает автор, что в этом возрасте главное - покормить, напоить, чтобы рос и сил набирался, а время настоящего родительского воспитания придет позднее, когда с малышом будет о чем поговорить.
Автор ищет ответ на вопрос: надо ли маме в первый год жизни малыша самой сидеть с ним или можно доверить это специально обученным людям? Традиционная точка зрения: о ребенке с рождения должна заботиться именно мать. И любая ее замена, будь то няня, бабушка, ясли, - это замена вынужденная, оправданная только тогда, когда на то есть очень серьезные причины. Но все больше людей обращаются к няням, особенно к тем, у кого специальное медицинское образование. Такая няня обеспечит малышу гораздо лучший уход, заодно избавив маму от хлопот и бессонных ночей.
Марина Мелия рассматривает эту проблему с позиции малыша и разъясняет, в чем действительно нуждается новорожденный, чего он «ждет» от родителей, в основном от мамы. В первой части «Мама» в главе «Неужели мама так незаменима?» автор, привлекая научные источники, отвечает на этот вопрос. Выводы: материнская забота и преданность - это биологически заданная необходимость. Мать и ребенок продолжают жить в одном биологическом ритме, синхронно, на одной волне - они настроены друг на друга, как приемник и передатчик. В первый год мать и дитя - как сообщающиеся сосуды. Такая тонкая и удивительная связь невозможна между чужими людьми.
Часть вторая - «Ребенок» - посвящена физическому и интеллектуальному развитию ребенка, развитию речи, общению с ребенком, формированию его эмоциональной сферы. Читатели ознакомятся с такими понятиями, как «тонус» и «двигательная активность», «развитие мозга и интеллекта ребенка», его «эмоциональная устойчивость», и другими специальными психологическими аспектами. Родителям, заинтересованно относящимся к воспитанию своего ребенка, это знать необходимо и полезно будет прочитать, поскольку все изложено на доступном языке.
Ребенок быстро растет, формируется его интеллект. Для того чтобы чему-то научиться - ходить, лазить, собирать пирамидку, ставить кубик на кубик, малышу приходится сотни раз это пробовать, сотни раз переживать неудачи. Откуда у него способность справляться и не отчаиваться? От взрослого (мамы, папы), который рядом и с которым у него есть глубокая эмоциональная связь, которому он доверяет. Именно мы должны организовать и постепенно расширять то пространство, в котором младенец, доверяя своему окружению, может проявлять себя свободно и использовать свои возможности.
Активность и любопытство надо поощрять, но и оберегать его. Младенец еще не знает, что можно, а чего нельзя, и в своем стремлении активно познавать мир может упасть, пораниться, испугаться. Заботясь о безопасности ребенка, мы устанавливаем правила и обозначаем границы, и он это усваивает.
Третью часть книги - «Няня» - оставляем для чтения и оценки тем читателям, кто имеет возможность и желание ее нанять.
В общем, книга Марины Мелия не только меняет подход к воспитанию детей раннего возраста, но и предполагает накопление родительского опыта, который будет бесценен как в дальнейшей жизни, при воспитании будущих детей, если таковые планируются, так и взрослым детям в воспитании внуков. Развитие этого опыта с подрастанием ребенка, после года, «когда с малышом будет о чем поговорить», также станет более успешным - поставив личность ребенка во главу угла своих идеалов, родители и дальше продолжат сопровождать его как самые необходимые, самые незаменимые воспитатели и спутники. Но задачи воспитания будут иными, и одна из них - приобщение к труду.
Между прочим, в книге Рабле дана и гуманистическая программа воспитания ребенка. Автор мечтает о мире радости и света, мире здоровых, счастливых, гармонично развитых людей. В первой книге даны прекрасные картины воспитания маленького Гаргантюа педагогом-гуманистом, который заставляет своего ученика заниматься спортом, водит его по мастерским ремесленников, заставляет колоть дрова, молотить зерно и в то же время занимается с ним науками, а не зубрежкой церковных текстов. Воспитание должно будить творческие силы человека. Все это актуально и сегодня. А что мы делаем с нашими детьми? Отдаем их бабушкам (в лучшем случае), няням, воспитателям детсада, педагогам школы. Освобождаем их от малейшего труда даже по обслуживанию самого себя. Некоторые дети, как Илюша Обломов, не умеют самостоятельно надеть чулки (носки, колготки). Знакомство с трудом, которое маленький королевич Гаргантюа прошел в раннем детстве, откладываем до окончания университета и получаем примеры, с которых начала свою книгу Мария Мелия.
Все, что будет потом, в детском, подростковом, юношеском возрасте, обусловлено тем, что ребенок получил в начале жизни. Марина Мелия, опираясь на самые современные научные исследования, доказывает, что все основные черты личности закладываются в каждом человеке еще в первые месяцы после рождения. Родителям, особенно молодым, книга будет полезна советами, как общаться с малышом в первый год его жизни. Но не просто общаться удовольствия ради, а осознанно вылепливая характер ребенка, формируя его личность.
Автор не дает готовых рецептов, но указывает верное направление к воспитанию детей, в основе которого лежит самоотверженная забота родителей о ребенке в первый год его жизни, дальше будет легче. Каждый малыш - неповторимая индивидуальность, мы, родители, тоже разные, и ситуация у каждого своя. Поэтому не может быть единого, универсального рецепта воспитания, не существует «самой правильной» методики, которая хороша всегда и везде. Как резюмирует сама Марина Мелия в завершение, «эта книга - лишь призыв к размышлению, карта, на которой каждый из нас может проложить свой маршрут. Будем доверять своей интуиции и помнить, что, пока ребенок маленький, требуются терпение, самоотдача и, безусловно, любовь. И тогда каждый откроет свой самый «главный секрет первого года».