Психологически этот феномен хорошо объясним: учитель практически ежедневно находится в позиции эксперта по отношению к ученикам. В этом его особая сила, оценка работы ученика является тем инструментом, который заставляет этого ученика двигаться вперед. Экспертиза профессиональной деятельности учителя ставит его в позицию оцениваемого, происходит обмен ролями, что ведет к возникновению эмоционального дискомфорта. Каждому хочется пройти аттестацию в ситуации сотрудничества с экспертом. Однако эксперт в свою очередь несет ответственность за свою работу и должен требовать документального подтверждения деятельности.
Например, завуч аттестуется как учитель, а в его грамотах указывается основная должность. Засчитывать ли эти грамоты ему как учителю? Какую шкалу применять при оценке качества знаний, если программы не углубленные и не профильные, а расширенные, и дополнительных часов на предмет не предусмотрено? И почему качество знаний в гимназии должно быть выше, чем в общеобразовательной школе, ведь оценки подчиняются закону нормального распределения, а в гимназии критерии оценивания строже. Как объективно подтвердить использование педагогических технологий?
И все же, несмотря на некоторые неясности, меня не покидает уверенность, что новая форма аттестации придумана мудрыми людьми. В психологии и педагогике есть такое понятие, как организационная культура педагогов. Постепенно приходит понимание того, что гораздо эффективнее составлять опережающие отчеты, чем потом восстанавливать документы по памяти. Педагогу приходится воспринимать свое профессиональное развитие системно, планировать открытые уроки, курсы, участие в конкурсах, стремиться оформлять свой профессиональный опыт в публикациях. Администрации тоже приходится перестраиваться: теперь вся деятельность учителей должна быть отражена в приказах.
Хорошо вписывается в такую систему и эффективный контракт, особенностью которого является оценка вклада конкретного учителя в общий процесс. Стало привычным понятие «портфолио», его всегда можно использовать и для участия в различных конкурсах профессионального мастерства.
Итак, аттестация является для учителей тем самым инструментом, который вынуждает осознанно относиться к своей деятельности. Такая вынужденная активность работает на повышение уровня организационной культуры и в конечном итоге на профессиональное развитие.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область