Первый вопрос, заданный Еленой Казаковой:
 - Что такое технопарк?
Оксана ЛАМПСИ-ПАРШИНА, начальник отдела профессионального образования, Казань, технопарк «Идея»:
- Это некий образовательный комплекс, который создается для ускоренного инновационного развития региона. У нас в Казани работают разные технопарки. Их довольно много, и они пользуются большой популярностью у молодежи. Так что для наших подростков, студентов и старших школьников такого вопроса не существует. Мы хорошо знаем, что такое технопарк, но как он может встраиваться в школу, я плохо себе представляю. Скорее школа может встраиваться в технопарк.
Алексей ЮШКОВ, кандидат психологических наук, доцент ВШЭ СПб, эксперт программы «Школьная лига Роснано»:
 - Воспользуемся формулировками словарей. Здесь говорится, что технопарк - новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов. То есть многие институции, заточенные под разные виды деятельности - от возникновения идеи, ее разработки    до высокотехнологичного воплощения, объединяются для ускоренного достижения цели.

Елена  КАЗАКОВА:
 - Понятно, что ускоренное воплощение продуктивных идей - самая острая задача сегодня. Но при чем здесь школа?
Наталья ЦОЙ, начальник сектора по организации научно-технических мероприятий информационно-аналитического отдела ЦНИИ робототехники и технической кибернетики:
 - Наш институт занимается самыми новыми направлениями в науке и технике. Мы тоже представляем собой некий технопарк, где объединены все процессы - от возникновения идеи до конечного продукта. Но среди наших сотрудников только 30% молодежи. Как известно, в последние десятилетия инженерные специальности не пользовались популярностью у выпускников. Способные ребята чаще выбирали для себя карьеру юриста, экономиста, менеджера. Так что в нашей сфере теперь не хватает хорошо подготовленных профессионалов.  Понятно, что мы стараемся устанавливать тесные связи с вузами, помогаем готовить кадры, которые придут к нам в ближайшие годы. Но следует заглянуть и в более отдаленное будущее, позаботиться, чтобы школьники, которым сейчас 15-16 лет, увлеклись наукой и техникой. Институт много делает для этого. Я имею в виду наши конкурсы, фестивали робототехники, выставки, экскурсии. Для этого мы и приходим в Школьную лигу, разрабатываем совместные проекты. Хотелось бы понять, какие идеи рождаются у педагогов, подумать, как их вместе можно реализовать.
Марина ВАТАГИНА, представитель ОАО «Ленэнерго», профильная кафедра «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности предприятий»:
 - Многолетний опыт работы с кадрами специалистов, которые трудятся в Ленинградской области, показывает, что нам нужно самим заниматься их подготовкой.  Мы создали сейчас многоуровневую систему, которая начинается со школы. На наших предприятиях проходят практику не только строительные отряды студентов, но и трудовые отряды школьников. Мы проводим олимпиады, предлагаем старшеклассникам интересные темы для исследовательских работ. Для них открыты все наши лаборатории. Этот опыт очень высоко оценивается в отрасли и сейчас рекомендован для распространения.
Андрей МЕЛЬНИКОВ, главный эксперт Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано:
 -  Я представляю здесь организацию, которая хорошо осознает свои миссионерские задачи. Мы все заинтересованы в том, чтобы  улучшалось качество образования в целом. Но все-таки Школьная лига - это лига Роснано. И нас в первую очередь интересует качественная подготовка школьников, способных увлечься высокими технологиями новых производств. Это особая, межотраслевая сфера, требующая интегративного инженерного мышления. И наши наблюдения показывают, как важна активность человека на самой первой стадии, когда у него только начинают складываться представления о будущей деятельности, о том пути, который предстоит пройти с нуля, чтобы осуществить собственные замыслы. Речь идет не только о талантливых математиках или физиках. Скорее даже о тех ребятах, которые составляют серединное большинство и пока таланты свои не раскрыли.  Для каждого важны компетенции особого рода, позволяющие мыслить и технологично, и экономически. Где стартовать, с чьей помощью, на каком этапе твоя идея превращается в бизнес и может разрастаться, разворачиваться в масштабное производство? Такие компетенции должны складываться уже в школе. Мы ищем формы взаимодействия, которые позволяли бы максимально сократить дорогу  от научного открытия и появления новых технологий до сознания школьника. Чтобы он получал эти знания не через много лет со страниц учебника в виде сухих формул, а здесь и сейчас. И мог бы сразу ими воспользоваться.  Для этого мы придумываем свои кейсы, Наноград и много чего другого.

Елена КАЗАКОВА:
 - Можно сказать, что бизнесу - в том числе и энергетике, и робототехнике - нужен человек с конвергентным мышлением, способный интегрировать знания из разных областей, достигая нового качества. Где современный школьник может получить такую подготовку?

Андрей БОРЩЕВСКИЙ, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга:
 - Пожалуй,  можно считать, что самые необходимые условия - я имею в виду насыщение образовательных  учреждений города новейшей техникой - уже созданы. И я рад, что сегодня  прозвучал  акцент на необходимость раскрывать таланты всех детей, а не только воспитывать особо одаренных. Правительство города планирует создать нетиповое образовательное учреждение, в рамках которого школьник мог бы доводить свои предпринимательские идеи  до получения конечного продукта. Реальная практическая деятельность очень важна для формирования личности, воспитания активного гражданина.  В этом смысле нам полезно вспомнить кое-что из прошлого опыта. Я имею в виду профильные лагеря, тематические смены, во время которых школьник мог и отдохнуть, и узнать много интересного, и попробовать себя в каком-то новом деле. Только теперь трудовое содержание «пятой четверти» должно быть организовано в новом формате, позволяющем объединить школу, вуз и высокотехнологичное производство.
Антон КРИВЦОВ, доктор физико-математических наук, профессор Политехнического университета, руководитель Центра научного и технического творчества молодежи:
 - Идея создания своеобразного технопарка в нашем университете стала складываться, после того как один из студентов вместе со школьниками осуществил свой «сумасшедший» замысел. Запустили воздушный шар-зонд на высоту 30 километров - намного выше, чем самолеты летают, - и получили  оттуда фотографии Земли. На весь проект было истрачено 10 тысяч рублей. Тогда ректор сказал, что вузу нужен масштабный Центр технического творчества молодежи, привлекающий и студентов, и школьников. В осуществлении этого замысла нам очень помогла фирма «Фотомеханика», которую тоже создали студенты. Потом мы выиграли конкурс, в результате которого появился «Фаблаб» - подразделение Центра технического творчества, где сейчас вместе со студентами занимаются ребята со всего города. Когда подросток видит, как идея, которая существовала только в его голове, превращается в реальный продукт, это производит сильнейшее впечатление. В результате он готов добывать  и теоретические, и практические знания почти круглосуточно, лишь бы работа продолжалась. Так что технопарки могут быть разными. Суть в том, что здесь соединяются замысел, его разработка и техническое воплощение, позволяющее человеку подняться на новый уровень, увидеть новые дороги.
Эдуард ЖДАНОВ, кандидат физико-математических наук, декан физико-математического факультета Башкирского государственного педагогического университета:
 - Думаю, что всем собравшимся ясно, насколько важно сейчас готовить учителей нового формата, педагогов, способных стать популяризаторами науки и новейших технологических достижений. Без этого наши дети  по-прежнему будут мечтать о карьере юриста, экономиста, менеджера. Поэтому мы создали в 2010 году кафедру прикладной физики и нанотехнологий, а на всех семи специальностях факультета в программу включены и робототехника, и  демонстрации опытов с элементами нано. Мы можем показать три кейса с заданиями, которые выполняются на основе учебного плана от замысла до продукта и позволяют проследить все этапы этого воплощения без особых затрат. Все необходимое можно купить в обычном продуктовом магазине и в аптеке. А современное оснащение нашего Центра технического творчества позволяет студентам вместе со школьниками работать над проектами разной сложности, включая 3D-моделирование.

Елена  КАЗАКОВА:
 - Если так все у нас хорошо, почему же все-таки подростки пока не рвутся в технические вузы, инженерные профессии не становятся достаточно популярными? Чего нам не хватает?
Михаил ЭПШТЕЙН, кандидат педагогических наук, генеральный директор АНПО «Школьная лига»:
 - Мы пока здесь говорим об отдельных точках роста, о первых опытах. Работа по цепочке, о которой все здесь рассказывали, - от идеи в голове школьника до конечного продукта - дело новое. Нас никто этому не учил,  мы продвигаемся дорогой проб и ошибок, создавая абсолютно новые маршруты. Здесь все требует многократной проверки и специальных исследований. А значит, средств и времени. Пока ни того, ни другого не хватает. И «бизнес-ангелов» что-то не видно. Чаще всего мы говорим с бизнесом на разных языках и плохо понимаем друг друга. У нас разные представления, на что стоит тратить деньги, а на что их тратить бессмысленно. Бизнесу нужна выгода немедленная, а наша отдача - вся в будущем. Так что многое остается пока только в мечтах.

Санкт-Петербург