Мы всегда кажемся себе лучше, чем мы есть на самом деле. Мы хотим быть такими, какими никогда не будем. Наша самооценка завышена. Или занижена, что тоже нередко бывает. Мы утверждаем, что знаем себя, как никто на свете. И что же мы о себе знаем?  Можем ли мы признаться в этом знании? Мы не позволяем копаться в себе, чтобы не споткнуться, не выпасть из надоедливого ритма обыденности, который сами же и создали. Мы не доверяем взгляду, оценке со стороны. Не важно кого - друзей или врагов, коллег или начальников. А зря...
В прошлом году фонд «Общественное мнение» провел опрос родителей, выясняя, какую функцию и роль они возлагают на учителя. Около 80 процентов опрошенных уверены, что на учителях лежат не только образовательные функции, но и воспитательная работа. Подавляющее большинство родителей были довольны учителями своих детей, и только около 15 процентов заявили, что школьные педагоги их не устраивают. Однако лишь треть считает, что преподаватели оказывают серьезное влияние на детей, а почти 40 процентов заявили, что такое влияние незначительно. Участники опроса назвали, на их взгляд, самые важные качества учителя: терпение, сдержанность, доброта, честность и порядочность. Менее всего, по мнению родителей, в учителе важны строгость и требовательность.
Похожие данные получены ВЦИОМ в ноябре этого года. Три четвертых опрошенных считают, что в первую очередь школа должна давать знания и воспитывать.  35 процентов поставили высокую оценку преподавателям за их работу, 45 процентов - средний балл, а 11 процентов посчитали, что в школах плохо учат. По мнению 69 процентов родителей - участников опроса в рамках проекта «Социальный навигатор», хороший учитель - это учитель, любящий детей, умеющий их понять и поддержать, и для них совершенно не важно «умение педагога четко ставить образовательные цели и задачи».
В Нижнем Новгороде и области было проведено масштабное исследование запросов школьников к среднему образованию.  Из двенадцати категорий нужно было выбрать три самые значимые. Ученики считают, что главные задачи школы: подготовить к успешной сдаче ЕГЭ, обеспечить профильное обучение и развивать культуру речи и поведения.  Родители согласны со своими детьми, что на первом месте должна стоять подготовка к успешной сдаче единого госэкзамена, на третьем - развитие культуры речи и поведения. А вот на второе место они поставили антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду. Приоритеты учителей мало чем отличаются от позиции заказчиков: родителей и детей. На первом месте все тот же ЕГЭ, на втором - речь и поведение, на третьем - борьба с алкоголем и наркотиками.   Какие задачи оказались в самом низу?  Развитие навыков самообслуживания. Привлечение к творческой деятельности. Правовое воспитание. У всех трех категорий участников образовательного процесса.
Известный ученый Петр Щедровицкий когда-то определил образование как сферу, «в которой одни безответственные люди взаимодействуют с другими безответственными людьми без каких-либо обязательств по продукту», и «это сфера творчества пожилых женщин в возрасте 40 лет, не обладающих образованием».
Так кто же такой современный учитель? Как пишет Кирилл Митрофанов в одном из самых интересных исследований, которое я читал за последнее время, посвященном профессиональному росту учителя, «это сотрудник, способный выполнять разнообразный перечень типов работ: от домашнего воспитателя до менеджера образования и специалиста в области образовательного права; от разработчика нового образовательного контента до специалиста в реализации образовательных проектов; от разработчика и технолога образовательных тестов до специалиста в реализации индивидуальных программ, связанных с особыми возможностями ребенка».  И конечно, это квалифицированный профессионал, который самостоятельно должен планировать свое дальнейшее обучение и повышение квалификации - свое профессиональное развитие.
Денис Рочев, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2014», написал в своем эссе: «Моя профессия самая творческая. Ведь чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой.  Мне нравится перефразированное высказывание великого Махатмы Ганди: «Будь сам теми изменениями, которые ты хочешь видеть в школе!» Моя задача как учителя иностранного языка состоит в том, чтобы помочь ученикам найти КОД. Код к успешному общению, осознанию различий и пониманию «другого». А чувство уважения ко всему «другому» можно воспитать только лишь при наличии чувства самоуважения, осознания собственной индивидуальности и гордости за свою страну и культуру».
...Рано или поздно каждому из нас приходится отвечать на три вопроса. Какими мы себе кажемся? Какими мы хотели бы быть? И кто мы на самом деле?