Похожие и разные
На сегодняшний день, по словам Виктора Альвареса, мексиканская система образования сталкивается с целым рядом проблем, которые ставит перед ней сильное социально-экономическое неравенство. В такой ситуации образование неминуемо оказывается главным инструментом для восстановления баланса в обществе, обеспечения гарантий достойного уровня жизни. Кроме того, как отметил докладчик, Мексика как некогда достаточно закрытая страна должна теперь решать и задачу интеграции в глобальное образовательное пространство.
Если говорить о сходстве Мексики и России в образовательном поле, то фактически, по словам Виктора Альвареса, характеристики базового образования идентичны в обеих странах на 100%. В то же время на уровне высшего образования РФ обладает более высоким уровнем развития и кооперацией. Если сравнить число занятых в высшем образовании, то в России, по данным докладчика, это порядка половины всех педагогических работников, в то время как в Мексике это лишь треть.
Проблемы в мексиканском образовании схожи с проблемами многих стран мира. Для того чтобы их преодолеть, было решено создать систему оценки качества образования, которая помогла бы не только увидеть имеющиеся изъяны и сравнить систему национального образования с другими, но и создать индивидуальную модель собственного развития. И начать в Мексике решили именно с исследования высшего образования.
В этих целях еще в 1989 году в стране была создана Национальная комиссия по оценке высшего образования (CONAEVA). В ее задачи входило определение процедур, структуры оценки и т. д. Уже на начальном этапе работы стало очевидно, что она требует участия не только правительства. По словам Виктора Альвареса, чтобы показать важность усовершенствований в образовании и сформировать в обществе готовность следовать за этими трансформациями, нужно было вовлечь в оценку качества образования как можно больше людей.

Общественность поможет
Так, в Мексике постепенно появилась целая система оценочных организаций различного уровня и состава. В том числе была создана Общественная ассоциация оценки и сертификации студентов, выпускников и специалистов (CENEVAL), а также независимое сообщество экспертов, осуществляющее внешнюю оценку деятельности факультетов вузов и качества их программ (CIEES). Кроме того, в стране собрали команду представителей государственных органов, университетских экспертов и образовательных лидеров и наделили ее полномочиями по анализу результатов самооценки образовательных организаций, планированию и выдвижению стратегических предложений по совершенствованию университетов, обеспечению их дополнительным финансированием (FOMES и PIFI) и т. д.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что включение в оценочную работу всех групп - от сообщества экспертов до членов правительства - представляет собой попытку налаживания настоящего диалога с обществом. И это, как показывает практика, значительно отличается от бытующей в нашей стране практики формирования подобных структур.
Как уже было сказано ранее, под прицельный взгляд мексиканских специалистов прежде всего попало высшее образование. Его неоднородность и стала отправной точкой исследования. В итоге эксперты должны были разработать модель функционирования, которой могли бы следовать все университеты, при этом не теряя своей индивидуальной специфики.
Для этого, по словам Виктора Альвареса, было решено в первую очередь зафиксировать, каков должен быть уровень развития учащихся, чтобы они могли более глубоко изучать отдельные дисциплины, какого уровня необходимо достичь каждой учебной программе или факультету, чтобы давать качественное образование, а также необходимо было изучить институциональный уровень образования в целом и понять, когда и при каких условиях образование может оказывать сильные положительные социальные эффекты и т. д.
Это предполагалось сделать с помощью целого ряда методов, в числе которых оказались самообследование, а также внутренняя и внешняя экспертная оценка образовательных организаций.

В контексте эффективности
В итоге удалось разработать документ, который получил название «Национальная стратегия». Как отметил Виктор Альварес, стратегия всегда рассматривалась как рамочный документ, а система оценки продвигалась как инструмент качественной трансформации в заданных условиях. Самое главное достижение системы оценки, по словам докладчика, в том, что перед ней никогда не стояло задачи выявить плохих и хороших, нужно было просто создать с ее помощью картину реального положения дел в высшем образовании.
В ходе работы стало понятно, как важно учитывать образовательные контексты, как нужны общенациональные стандарты образования, пришло понимание того, какими интеллектуальными, когнитивными и эмоциональными характеристиками должен обладать каждый учащийся в определенном возрасте. Кроме того, процедура оценки всегда была связана с вопросами установления социального равенства, и поэтому важно было получить индивидуальные сведения об учащихся, чтобы обеспечить это равенство в каждом вузе, каждой школе и т. д. В то же время важным, по словам Виктора Альвареса, явилось понимание того, что в основе политики усовершенствования системы образования должна лежать непрерывная оценка.
Кроме того, в основу оценки многих процессов легло понятие «эффективность». В итоге даже в области повышения эффективности работы преподавательского состава вузов удалось достичь многого: были созданы специальные фонды, которые помогали преподавателям пройти переподготовку, получить дополнительную практику. Таким образом, Мексика увеличила количество преподавателей, которые имели высокую квалификацию, с 30 до 80%. В то же время проводились и постоянная коррекция, и усовершенствование учебных программ.
По результатам оценки образования в Мексике удалось понять, что сегодня там также бытует ситуация натаскивания на тесты, и она порой превалирует над более глубокими образовательными задачами; индивидуальное обучение нередко выстроено очень хорошо, но существуют большие различия в содержании программ и его организации и т. д. В целом это, как и утверждал докладчик, те же проблемы, что встречаются и в образовании в других странах, в том числе и в России.

Выигрывают все
Разработанная система оценки помогла кардинально изменить положение дел в одном из штатов Мексики - Веракрус. За шесть лет систематической работы удалось вывести его из образовательного кризиса: долгое время он оставался по всем показателям на 27-м месте (из 31). В итоге он вошел в десятку лучших штатов страны.
Как отметил Виктор Альварес, для начала исследователям было важно понять, какие условия определяют подобное положение штата в образовании. Была создана цифровая информационная система, которая связала между собой многие школы, прежде оторванные друг от друга. По Сети в школы были направлены и опросники. Собранная информация помогла аналитикам выявить слабые точки и разработать общие рекомендации по усовершенствованию образования всего штата. Также с этой целью были призваны лучшие учителя штата, которые на своем примере продемонстрировали педагогическому сообществу высокий уровень преподавания и развития общезначимых компетенций учащихся. Кроме того, для телевидения и радио была разработана образовательная программа, которая транслировала школьные уроки. Участники семинара отметили важность подобных трансляций, поскольку в первую очередь это работает на сплочение семей. Так, родители начинают наконец задумываться о том, чему же учатся в школе их дети.
Кроме того, в Мексике решили вспомнить и некоторые успешные примеры из истории. По опыту знаменитого государственного деятеля 20-х годов прошлого столетия Хосе Васконселоса, занимавшегося просвещением широких народных масс, в веке нынешнем был реализован проект, в рамках которого по наиболее проблемным городам и деревням ездили автобусы, оснащенные по последнему слову образовательной техники. По словам Виктора Альвареса, сегодня, как и тогда, в ряду крайне важных стояла задача ликвидации невежества и безграмотности. И это необходимо было сделать, прежде чем начинать вводить какие-либо новшества.
Однако в итоге если в рамках старшей и средней школы штат Веракрус выдвинулся на 10-е место, то на начальном уровне удалось достичь лишь 21-го. Это, по словам докладчика, было связано с тем, что учеников в начальной школе гораздо больше и они демонстрируют весьма сильную неоднородность знаний.
Как отметил в заключение семинара руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев, представленный кейс двадцатилетних реформ интересен в первую очередь тем, что здесь все началось с оценки, и лишь затем правительство взялось за преобразования.