К сожалению, изучение изобразительного искусства в старших классах не предусмотрено, а у школьников, имеющих склонности к изобразительной деятельности,  данный предмет востребован. Более того, навыки, полученные по изобразительному искусству, к моменту обучения в специальных учебных заведениях, связанных с изобразительной деятельностью, за два года утрачиваются. Элективный курс «Основы декоративно-прикладного искусства» для старших классов позволяет учащимся не только закрепить имеющиеся ЗУНы по изобразительному искусству, но приобрести и систематизировать новые.

Общие цели курса:
- способствовать выбору профиля обучения;
- развивать способности к самоопределению;
- формировать ответственность за самостоятельный выбор;
- развивать мотивацию собственной деятельности.

Частные цели курса:
- повышение значимости изобразительного искусства как фактор самореализации личности в новых социально-экономических условиях;
- связь учебного материала курса с познавательной и преобразовательной творческой  деятельностью учащихся;
- профилизация учащихся старшей ступени в области декоративно-прикладного и изобразительного  искусства;
- систематизация знаний, умений и навыков в области основ декоративно-прикладного искусства с целью дальнейшего их применения как в жизни, так и в последующем обучении изобразительному искусству.  

Актуальность программы заключается в переходе системы образования на предпрофильную и профильную подготовку. Предложенная программа элективного курса по декоративно-прикладному искусству носит практический характер и должна быть использована для профильного обучения в 10-11-х классах как специализированный  курс по выбору.

Новизна программы в том, что она предлагает учащимся за короткий промежуток времени  в ходе  практической деятельности систематизировать полученные знания из области основ декоративно-прикладного искусства, полученные на уроках изобразительного искусства.  Апробировать и систематизировать новые знания, умения и навыки, полученные на углубленном курсе этой же области, через специально интегрированный  теоретический материал и комбинаторные практические упражнения. Создает условия для осознанного выбора учащимися профильного обучения  изобразительному искусству.

Педагогическая целесообразность отражается в систематизации теоретического и практического материала в процессе выполнения комбинаторных упражнений,  ориентированных на конечный результат. Через активизацию художественно-творческой деятельности учащихся, которая складывается в данном случае из художественно-творческих умений и методического подхода к реализации этих умений, где одним из действенных путей развития творческого начала является овладение приемами художественно-декоративной деятельности. Изобразительно-художественная  деятельность построена на основе принципов повтора, вариации, импровизации, конструирования. Формы работы с учащимися, способствующие решению художественно-изобразительских задач на этапе практической работы, - индивидуальные, групповые и коллективные. Ведущий метод в обучении - учебное сотрудничество, изложение теоретического материала проходит в совместной деятельности учителя и учащихся, когда учащиеся, излагая заранее изученный печатный теоретический материал,   ориентируются на наглядность по каждой конкретной теме, определяют логическое построение материала, находят взаимную связь теории и практики. Большое значение отводится фронтальной и индивидуальной формам беседы, которые должны активизировать учащихся к диалогу.
Важным моментом программы является введение ассоциативных рядов, методика которых основывается  на концепции Т.А.Франтенко, преподавателя художественно-графического отделения Тулунского педагогического колледжа.

В результате усвоения учебного материала по основам декоративно-прикладного искусства  учащиеся должны:
1. Иметь представления:
- о декоративно-прикладном искусстве как о виде изобразительной деятельности;
- о практическом применении данного курса в сфере жизнедеятельности образованного человека;
- о том, как применить на практике полученные знания по данному курсу.

2. Знать:
- теоретические основы декоративно-прикладного искусства;
- общие сведения об истории развития декоративно-прикладного искусства;
- приемы стилизации и виды орнаментов;
- основные законы, правила и средства декоративной композиции;
- основные законы цветоведения;
- свойства и технические условия использования основных материалов.

3. Уметь:
- выполнять орнаментальные и декоративно-тематические композиции;
- выполнять стилизацию растительной и животной формы;
- применять знания  цветоведения на практике;
- систематизировать и интегрировать знания и умения в итоговой творческой работе «Ассоциативный  натюрморт».

4. Владеть:
- элементарными навыками подбора материалов, инструментов, оборудования для выполнения декоративных работ;
- элементарными навыками в постановке задач декоративной работы;
- элементарными навыками самообучения декоративно-прикладному искусству с помощью  методической литературы и печатного материала.

Содержание программного материала  курса
1. Вводное занятие. 1 час
Теоретическая часть. Цели и задачи курса для учащихся. Ознакомление с программой курса, способами прохождения курса и формой итоговой работы по теории и практике.  Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве, его роли в профессиональной сфере деятельности человека.
Виды бумаги,  красок,  кистей,  их взаимодействие и влияние  на качество декоративных работ.
Зрительный ряд: просмотр мультимедийных презентаций по видам декоративно-прикладного искусства, которые будут предлагаться в 10-11-х классах на профильном обучении. «Батик», «Керамика», «Декоративная композиция».
Литература для учителя: Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1981.

2. Стилизация как способ выявления декоративных качеств объекта. 2 часа
Теоретическая часть. Повторение понятия «стилизация». Роль стилизации в декоративно-прикладном искусстве. Стилизация как средство композиции в орнаменте и декоративном натюрморте. Приемы стилизации: контур, силуэт, деформация, точка, цвет, штрих, ассоциация, декорирование, пластическое изменение. Процесс стилизации.
Практическая часть. Выполнение стилизации растения по иллюстрированному материалу в качестве подготовительных работ к последующей орнаментальной теме.
По желанию учащихся творческое задание - стилизация животных в цвете.
Музыкальное сопровождение. Легкая оркестровая музыка.
Литература для учителя:
Халецкая И.Б. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. - Тулун, 2008.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. - М.: Владос, 2005.

3. Цветоведение.  4 часа
Теоретическая часть. Значение цвета в декоративно-прикладном искусстве. Физическое объяснение цветового спектра. Расположение цветов в цветовом  круге и правила работы с ними. Понятия и принципы получения цвета: основные цвета, холодные и теплые цвета (повтор), хроматические и  ахроматические цвета, насыщенность цвета, контраст и нюанс в цвете. Понятие акцента на холодный и теплый цвет.
Практическая часть:
1. Ассоциативные ряды на состояние погоды, времени года.  
2.  Определение и подбор мягких и жестких кистей к качеству бумаги, акварели и гуаши.
3. Практическая работа на смешение красок с целью закрепления теоретического материала и выполнения пробников для комбинаторных упражнений цветоведения. Комбинаторные упражнения на хроматический контраст и нюанс и на ахроматический контраст и нюанс. Комбинаторика на акцент холодного и теплого цвета.
Музыкальное сопровождение. П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Литература для учителя:
Басов Н.Г.  Световое чудо века. - М.: Педагогика, 1987.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. - М.: Владос, 2005.

3. Виды  орнаментов и способы их составления.  2 часа
Теоретическая часть. История развития орнамента. Виды орнамента (повтор). Способы построения ленточного, замкнутого и сетчатого орнамента. Понятие ритма, раппорта, мотива и паузы. Цветовая гармония орнамента. Симметрия и асимметрия в орнаменте.
Практическая часть:
1. Ассоциации эмоций.
2. Составление  орнамента ленточного, сетчатого, замкнутого с использованием элементов стилизации растения предыдущих занятий. Выполнение орнаментов гуашью хроматическими и ахроматическими цветами на контраст, нюанс, акцент теплых или холодных цветов по выбору учащихся.
Усиленный уровень по желанию учащихся.  Выполнение замкнутых орнаментальных композиций.
Музыкальное сопровождение.  Римский-Корсаков «Полет шмеля». Легкая оркестровая музыка.
Литература для учителя:
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. - М.: Владос, 2005.
Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. //Учитель. - 2007.

4. Композиция в декоративном натюрморте. 2 часа
Теоретическая часть. Понятие «композиция» по изученному курсу «Изобразительное искусство». Композиционный центр, целостность, ритм, пауза, контраст в декоративной  композиции. Соотношение изображения и фона, больших и малых форм. Методы и приемы решения композиционных задач. Статика и динамика в композиции.
Практическая часть:
1. Упражнения на ассоциации статики и динамики.
2. Комбинаторные упражнения по решению композиционных задач в технике аппликации из предварительно окрашенной бумаги предыдущей темы «Цветоведение». Выполнение схем к приемам композиции.
Музыкальное сопровождение.  Римский-Корсаков «Полет шмеля». Легкая оркестровая музыка. П.И.Чайковский «Времена года».
Литература для учителя:
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. - М.: Владос, 2005.
Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.
5. Ассоциативный натюрморт. 4 часа. Итоговая работа
Теоретическая часть. Стадии работы над клаузурой. Фактура и ее применение в декоративном натюрморте.
Практическая часть:
1. Выполнение ассоциативного ряда по теме «Натюрморт» и выбор удачных вариантов в качестве клаузур.
2. Разработка клаузур по решению композиции натюрморта в цвете.
3. Выполнение декоративной композиции на основе комбинирования различных изобразительных техник и художественных приемов: акварель, гуашь, монотипия, коллаж, техника аппликации с применением фактур, с использованием приемов  стилизации и орнаментального декора по выбору учащихся.
Музыкальное сопровождение. Легкая оркестровая музыка.
Итоги деятельности учащихся в рамках элективного курса «Основы декоративно-прикладного искусства».   

Контролирующие материалы
Вопросы для составления тестов с целью актуализации опорных знаний или теоретического контроля в конце изучения курса
1. Каковы возможности преобразования объектов при их декоративном изображении?
2. Поясните, что значит декоративное рисование, приближенное к реальности?
3. В чем смысл декоративного рисования стилизованных объектов?
4. Какие пути стилизации природных форм возможны?
5. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?
6. Перечислите основные признаки цвета.
7. Перечислите виды цветовых контрастов и охарактеризуйте их.
8. Охарактеризуйте модель треугольника цветового контраста.
9.  Какие цветовые оттенки дает смешение различных пар контрастно-дополнительных цветов?
10.  В чем заключается процесс создания композиции?
11.  Что означает понятие «равновесие» в композиции и от каких факторов оно зависит?
12.  Каким образом достигается динамизм в композиции?
13. Использование  каких приемов придает композиции черты декоративности?
14.  Перечислите способы организации композиционного центра.
15.  С какой целью используется членение плоскости на части?
16.  Какова роль доминанты в композиции?

Библиография
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение, 1991.    
2. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996.
3. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие / Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова,
И.А. Тютькова. - М.: В.Секачев, 2005.
4. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2004.
5. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
6. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
7. Соловьев С.А.  Декоративное оформление. - М.: Просвещение, 1987.
8. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.
9.  Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие. - М.: Владос, 2005.
10.  Основы декоративного искусства в школе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1981.
11. Басов Н.Г.  Световое чудо века. - М.: Педагогика, 1987.
12. Неменский Б.М.  Мудрость красоты. - М.: Просвещение,  1987.
13. Веснин А.Ф. Смешение красок: метод. рекомендации. - Иркутск, 2006.
14. Яблонский В.А. Рисунок и основы композиции. -  М.: Высшая школа, 1978.
15. Золотарева Е.М. Давайте учиться рисовать. - М.: Педагогика, 1993.
16. Халецкая И.Б. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие. - Тулун, 2008.
17. Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию: учеб. пособие. - М.: Просвещение,  1991.
18. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. - М.: Просвещение,  1991.
19. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя. - М.: Просвещение,  1983.
20. Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. - М.: Просвещение,  1979.
21. Школа и производство: научно-методический журнал. - 2008. - №3.
22. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение,  1994.
23. Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество.//Учитель. - 2007.
24. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.

Прим. ред. Презентация к курсу, сценарии занятий опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/872

​Ольга ДМИТРИЕВА, учитель технологии, черчения и изобразительного искусства средней школы №25 города Тулуна Иркутской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»