Но когда пишешь ты, что «...не любит читать современное поколение подростков... А значит, говорить с ними о книгах бессмысленно», обращаешь внимание на увлеченность их преимущественно голливудскими фильмами и предлагаешь просто присоединиться к просмотру, то невооруженным глазом видно - ты... не гуманитарий.
Мог бы ты, признавая, например, что читают они, к великому нашему сожалению, крайне мало, посоветовать тем не менее коллегам аккуратно разворачивать доставшееся им рекламно-компьютерное поколение к благотворительному миру настоящей литературы, открыть ученикам глубину сложной мысли и показать красоту поэтического слова в его неповторимом звучании, очаровать им растущего человека на всю оставшуюся жизнь, сделав, быть может, что-то большее, чем подтягивание очередной партии обучающихся к новоспущенному казенному формату единого для всех участвующих единиц госэкзамена? Можно же попытаться, Сергей? (Извини, но ты сам решил переместить личные местоимения.) Тут ведь, понимаешь, мышление, формирование правильной речи, система ценностей, а Голливуд доходит до наших глаз и слабо настроенных на иноязычное восприятие ушей, как правило, своей продукцией, но обделяет, к сожалению, искусством, поэтому если и смотреть, то, наверное, с тщательным выбором, обсуждением и, так сказать, «объяснением наставительным и назидательным для юношей», вспомним мы одну знатную, почтенную даму из повести Н.В.Гоголя. Дети имеют свойство взрослеть, и даже когда многое проскочит мимо сейчас, потом, с течением времени, вспомнится и сработает ориентиром.
Г.А.Товстоногов считал, что актеры, подобные В.И.Стржельчику, «создают вокруг себя ту этическую атмосферу, без которой Театр с большой буквы невозможен», а выстраивать его с маленькой не видел, вероятно, необходимости. Но не важно ли и для учителя (деятельность которого - к слову о птичках - давно заклеймили ярлыком массовой профессии и набирают просто по результатам ЕГЭ, сделав под эту лавочку допуском к «посевной» ординарность вкупе с лояльностью) стараться организовать такие обстоятельства, где Культура воспринималась бы с литеры прописной по определению? Ясно, что у чиновника она на последнем месте, и едва ли известно ему значение этого основного человеческого понятия, но мы же не чиновники, и не секрет для нас, что становится с теми «счастливцами», кто присоединяется к их неубывающему племени, сущностно безразличному ко всему, кроме инструкций да личного благосидения.
Однажды нам пришлось выйти на неожиданное замещение литературы в 9-й класс, и, не связанные никакими сторонними схемами, а также имея опыт занятий в театральной студии с профессиональным режиссером, мы весь урок читали подросткам любовную лирику русских поэтов от Сумарокова и Тредиаковского до Высоцкого, вкрапляя иногда и собственные опыты. Молча сидели они почти с открытыми ртами, увлеченные то храпом коня на Елагином мосту и двумя слившимися в поцелуе тенями, то египетскими ночами Клеопатры... и муха, наверное, не могла бы процокотать, красуясь своим позолоченным брюхом, в некоторых паузах незамеченной. А потом, вспоминая об этом «уроке», признавались, что никогда не думали, какими красивыми могут быть стихи.
Заметь себе! Никогда не слышали и никогда не думали, практически оканчивая курс неполной средней школы. На следующий день, кстати, пришла штатная учительница и начала опрос по журналу (и чтобы все с выражением). Случайное лирическое отступление закончилось, уступив место отработанному механизму реализации очередного отрезка планирования в стандартной районной организации за №... Можешь писать любой! А если бы, как ты думаешь, не заканчивать или - еще лучше - начать годков эдак на девять пораньше? А вот бы, допустим, не по стандарту! И совсем хорошо, когда без чиновников!
«О сколько нам открытий чудных // Готовят просвещенья дух // И опыт, сын ошибок трудных, // И гений, парадоксов друг, // И случай, бог изобретатель...» И никакого шаблона в заводе!
Коротко сказать, тебе и так цены нет, а если придать тебе заместителя, да с литературным уклоном, то начнется золотой век педагогики... в отдельно взятом образовательном учреждении, не так ли, Сергей Штанов? С другой стороны, и директорам требуются, видимо, хорошие наставники, поскольку нужно же научить их принципу Н.И.Пирогова «быть, а не казаться», побудить искать Учителя и, как ты верно говоришь, служить Делу, вместо того чтобы тянуть носок пред учредителем в любое время дня и ночи. Поэтому хочешь не хочешь - твой выход! Помни только, что критическое большинство представителей этой ЖКП (железной когорты пролетариев) - будем смотреть сегодня правде в глаза - практически уже необучаемы, берут не талантом, а исполнительностью, то есть являют собой исчерпывающий тип востребованного официальными сферами руководителя во всей его, если так можно выразиться, красоте и готовности...

​Александр СМИРНОВ, Лесколово, Ленинградская область