...Вспоминаю, как  готовили  со старшеклассниками литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству  М.Цветаевой, С.Есенина, М.Лермонтова. Разучивали песни на их стихи под гитару, подбирали музыку,  срисовывали карандашом из учебника на лист ватмана портреты поэтов, чтобы повесить на сцене сельского клуба. Репетировали работу с микрофоном,  как аккуратно  положить или передать кому-то. Ведь он же был единственный. С воодушевлением украшали сцену, писали  красивые объявления и ждали зрителей.
И вот что удивительно:  были  полные залы станичников, сейчас даже не верится в это! Но смотришь видеокассеты, которые снимались на камеру, одалживаемую в соседней школе, и понимаешь -  как интересно мы жили. Мы, учителя, не выпускали  ребят из зоны своего внимания. Нам легко было собраться вместе  и в семь вечера.  И прошло-то всего десять лет, а  будто сменилось несколько поколений.
Что же произошло в образовании? Где эти ребята, так живо  и тонко чувствовавшие  стихи Сергея Есенина и рассказы Василия Шукшина, постигавшие красоту науки на вечерах, посвященных ученым?
Мы сами их растеряли в пылу реформ.  На методических объединениях  мы теперь  все больше говорим о том,   как готовить  детей к экзаменам. Делимся  находками, как быстрее натаскать учеников. Приветствуем  шаблон, по которому  каждый  может  написать сочинение. Вчера беседовала с учеником второго класса, у которого спросила, о чем сказка «Колобок». Он затруднился ответить без наводящих вопросов. Зато  рассказал мне о смурфиках.
На последнем селекторном совещании заместитель губернатора Краснодарского края говорила правильные слова,  что учитель во все времена шел в школу только по зову сердца, что он должен любить всех детей и разделять их заботы.  И мне подумалось, кого же  из учителей, работающих со мной,  могу обвинить в бессердечии и невнимательности?  Учителей начальных классов, которые каждое утро принимают детей и ведут за руку в класс, в столовую, на внеурочные занятия?  Они даже из дома мыло и полотенца приносят для некоторых  не очень ухоженных малышей,  вместо мам умывают их с утра и  зачастую кормят в столовой  за свои деньги, если родители забыли заплатить.  А уж о том, какие  объемные рабочие программы и  календарное планирование они должны подготовить по ФГОС, наверное, и говорить не стоит.  У завуча не хватает места на полках, чтобы уложить все программы и КТП начальной школы. Кому и зачем нужна эта раздутая форма рабочих программ и КТП с  повторяющимися УУД?! Ведение диагностических карт на каждого ученика почти сведено до формализма.
А может, математик,  который ведет в нашей сельской школе все классы без параллелей, имея каждый день по шесть подготовок к урокам и занимаясь еще и дополнительно, не любит детей? Перебрала всех своих учителей,  все в педагогике люди не случайные, пришли в школу по зову сердца. Только почему-то на  душе от этого  не стало спокойнее.
Несомненно, мы далеко шагнули  вперед по оснащенности школ. И это замечательно! Новые учебники, компьютеры, интерактивные доски, ноутбуки, тетради на печатной основе, сборники тестов по всем предметам. Все в помощь учителю и ученику. Мы и мечтать о таком не могли.  Лет восемнадцать  назад мы с ребятами записывали первые радиопередачи на единственном старом магнитофоне, включали его на переменах. В коридоре в такие минуты царила тишина.
А сегодня у нас в маленькой сельской школе три видеокамеры, мы каждый свой шаг  снимаем в доказательство того, что работаем. И составляем, и отправляем постоянные отчеты с фотографиями. Зачем? Кто их смотрит?   Летят отчеты, информации по электронной почте туда и обратно. И характер у них наисрочнейший. Иногда  думаешь,   вот сейчас  не отправишь вовремя отчет - твоя судьба предрешена.
Может, и хорошо, пусть заберут часть зарплаты, но взамен  дадут возможность работать с детьми,  не подгоняя их под шаблоны  ЕГЭ и ГИА, не выстраивая целый арсенал защиты экзаменационных материалов. И тогда ученики не будут паниковать перед экзаменами. Тогда каждый учитель не торопясь будет беседовать с ребятами, глядя им в глаза, и   будет рождаться множество   совместных добрых и интеллектуальных дел. И пусть не каждый наш ученик получит высокий балл  по ЕГЭ,   но если каждый из них будет любить трудиться,   уметь работать, приносить  пользу своей семье и стране,  это и будет наш самый лучший результат. 

​Альбина ЛЫСАК, директор школы №25,  ст. Гурийская,  Белореченский район, Краснодарский край