Только задумайтесь, солидные люди, обремененные массой обязанностей, чья жизнь отягощена сложнейшими проблемами, которые требуют ежедневного решения, приезжают в Москву состязаться в профессиональном мастерстве. Зачем? Ведь победа в конкурсе не дает им ощутимых преференций, не обеспечивает так называемого карьерного роста. (Да, судя по разговорам, они к нему и не стремятся.) А совсем не астрономические суммы, которыми премируются победители, едва ли покрывают расходы на дорогу, коль скоро приходится лететь на конкурс из отдаленных регионов. Тем не менее приезжают, прилетают не только нынешние конкурсанты, но и финалисты и победители прошлых лет. За пять лет сложился своеобразный директорский клуб.
 На самом деле в этом феномене нет загадки, ибо главное качество, которое, на мой взгляд, отличает высокого профессионала от ремесленника, - это готовность к освоению всего того нового, что на деле доказало свою эффективность. А для этого необходима своего рода прокачка крови, обмен идеями и передовыми практиками. На самом деле никто из нас при самых больших и признанных заслугах не ухватил бога за бороду. Как только ты успокаиваешься и начинаешь вариться в собственном соку, пиши пропало. Самое опасное для руководителя - это забронзоветь. Вот почему, не примите за кокетство, на каждом таком конкурсе я, не новичок в профессии, не считаю для себя зазорным учиться у своих более молодых коллег. А они в свою очередь у мэтров и друг у друга. Здесь одного сетевого взаимодействия недостаточно, необходим непосредственный контакт. Вплоть до тактильного. Нисколько не преувеличиваю.
 Мне дано было убедиться в этом на последнем конкурсе, поскольку один из его этапов проходил на базе моей школы, по которой в перерывах между выполнением конкурсных заданий, заглядывая в каждую щель, расползались более сотни директоров. Некоторые ощупывали детали интерьера, покрытия стен. А что? Дизайн школы не мелочь, ибо в школе нет просто коридоров и рекреаций. Все это воспитательное пространство.
Теперь о персоналиях. На мой взгляд, не случайно, что второй год подряд в лидеры выходят директора коррекционных школ. Им в силу особенностей контингента учащихся и сложного правового и финансового положения (такие школы, как правило, имеют статус казенного учреждения, а следовательно, ограничены в финансовых маневрах), для того чтобы выжить и развиваться, приходится проявлять чудеса изобретательности. Вот уж где поистине необходим управленческий креатив.
Вот и на этот раз победил Сираев Наил Рафикович - директор школы-интерната №151 второго и шестого вида города Ижевска. Завершающее конкурсное задание: необходимо за пять минут убедить учредителя продлить с тобой контракт. Задание отнюдь не шуточное. Я и сам пару месяцев назад был в подобном положении, ибо правила одинаковы для всех руководителей, вне зависимости от чинов и званий. На защиту дела твоей жизни дается всего пять минут. Каюсь, в регламент я не вписался, из уважения к прошлым заслугам слушали десять минут.
Напряженно всматриваюсь в конкурсанта. Управленческая мощь и интеллект читаются в глазах, но Наил Рафикович, что называется, косит под простачка. И правильно, управленцу, помимо прочего, часто приходится хитрить, умников у нас недолюбливают. Первая его фраза вызывает дружный смех зала: «Учредители, будьте людьми, дайте доработать до пенсии!» А дальше все более чем серьезно. Обучая слабослышащих детей, он добровольно взял в интернат детей с ДЦП, методом народной стройки возвел для них на ровном месте гору для занятий слаломом. «Представляете, как изменился их взгляд на жизнь. Раньше они смотрели на мир лежа. (Почти распластался по сцене, демонстрируя ограниченность кругозора больных детей.) А теперь после специальных занятий поднялись». Оказывается, есть и такой способ встать с колен! Кроме того, директор заключил договоры с профессиональным училищем и концерном «Калашников», где после получения соответствующих специальностей работают его выпускники. Зал дружно аплодировал. И хотя впереди было тайное голосования жюри, победитель был очевиден для всех, что, по всей видимости, предопределило заключительный аккорд церемонии награждения, проходившей на следующий день.
Известно, что старик Фрейд считал главным побудительным мотивом жизни людей секс. Он плохо знал Россию. У нас подчас зависть сильнее секса. Так вот когда был объявлен победитель, поднялась с места представительная делегация из Ижевска: сорок директоров, начальник управления образования, глава муниципалитета. Они приехали разделить триумф своего коллеги. Поверьте, такое отношение товарищей по цеху и начальства сегодня дорогого стоит.

Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ