Учитывая эти задачи, группа авторов из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Красноярска подготовила новый учебник для старшеклассников. Он позволит подросткам не только познакомиться с новейшими подходами к проблемам государства, экономики и общества, но и поучаствовать в ролевых играх по выбору лучшей формы государственного устройства, в создании собственного бизнес-плана и т.д. Координатором проекта является Ассоциация «За гражданское образование» при поддержке Национального фонда подготовки кадров.

Сегодня начинаем публикацию разделов этой учебной книги в сокращенном варианте.

Цели: в результате изучения данной темы учащиеся смогут:

получить общие представления о власти и властных отношениях, основных проявлениях и видах власти, об истоках власти, политическом лидерстве и господстве, легитимности;

подготовить и провести собственный социологический опрос;

научиться обсуждать вопросы, связанные с властными отношениями, высказывать собственную точку зрения, работать с источниками, решать познавательные и практические задачи, аргументировать свою позицию, видеть основные проблемы и дискуссировать;

понять важность активности граждан в политической области;

осмыслить актуальность понимания механизмов власти для современного человека.

Основные понятия:

Власть, ресурсы власти, легитимность, авторитет, субъект власти, объект власти, лидерство, харизма.

ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ

Ход занятия

1. Ситуация

В конце 1991 года перестало существовать крупнейшее государство в мире - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Многие историки и политологи при разных оценках этого события сходятся во мнении: распад страны произошел из-за системного кризиса власти. Многие не согласны с тем, что сложился общий кризис власти, и уверены, что можно было бы преодолеть возникшие проблемы.

А каково ваше мнение?

Как вы понимаете выражение «системный кризис власти»?

В чем может выражаться кризис власти?

Какие причины распада СССР вы смогли бы назвать? Связаны ли названные причины с кризисом власти? Какие положительные и отрицательные стороны распада СССР вы можете назвать? Какие выводы можно сделать из распада СССР?

2. Работа в группах

Группы рассматривают события 1991 г. с точки зрения кризиса власти:

1-й ВАРИАНТ

Первая группа - экономический кризис;

вторая группа - кризис в сфере социальной политики государства;

третья группа - кризис структур государственного управления;

четвертая группа - кризис политики в отношении науки, культуры и образования;

пятая группа - кризис в межнациональных отношениях.

2-й ВАРИАНТ

Учащиеся распределяют между собой роли и объединяются в группы по выбранным ролям:

А. Социолог - проводит социологический опрос, изучая мнение своих родителей, соседей, родных и близких о событиях 1991 г. с точки зрения выбранной для рассмотрения области.

Б. Историк - рассматривает основные события 1991 г., собирает факты.

В. Журналист - изучает публикации СМИ 1991 г.

Г. Политолог - обобщает данные в виде небольшого отчета.

Среди других ролей могут быть репортер, простой гражданин.

Учащиеся формулируют вопросы.

Среди них могут быть следующие:

Что такое власть?

Как она появляется?

Каковы основные проявления власти?

Что представляет собой способность властвовать? На что опирается власть?

Памятки для учащихся

1. Социологи

Проанализировать общественное отношение к обсуждаемому вопросу или проблеме. Можно сделать различными способами - проведением социологического опроса (при этом следует помнить, что опрашиваемые группы должны представлять модель общества в целом, вопросы должны быть понятными и иметь однозначное толкование, количество опрашиваемых должно быть достаточным, чтобы делать определенные выводы).

2. Историки

Изучить историю рассматриваемой проблемы (вопроса), изменение ее понимания в зависимости от определенного исторического периода жизни человека. На основе изучения различных исторических событий необходимо сделать вывод об основных тенденциях и направленности изменений, выявить причинно-следственные связи. На основе проведенного исследования дать краткую, но емкую характеристику рассматриваемой проблемы.

3. Журналисты

Рассмотреть проблему с точки зрения ее освещения средствами массовой информации, выявить основные подходы и мнения, общественные настроения, стереотипы и т.п. Провести журналистское расследование. Выразить существующие точки зрения общественных групп на поставленную проблему, а также подобрать аргументы в защиту той или иной позиции.

4. Политологи

Сделать научный анализ рассматриваемой проблемы с точки зрения законов структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества. Теоретически осмыслить рассматриваемое явление с точки зрения законов политологии.

3. Работа с высказываниями

«Там, где имеют власть великие мудрецы, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ уважает и хвалит их. Там, где у власти стоят еще меньшие мудрецы, народ их боится, а там, где еще меньшие, - презирает». Лао-цзы

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Дж.Актон

«Власть - это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого». М.Вебер

«Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть». Б.Шоу

«Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». Ф.Бэкон

«Назовите мне степень власти того или иного лица, по этой степени я могу заключить о его справедливости». К.Гельвеций

«Власть без злоупотребления не имеет очарования». Валери

«Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится людей, не испытывает желания властвовать над ними». Б.Рассел

«Нет в многовластии блага; да будет единый властитель». Гомер

Разделите учащихся на группы:

1. Определяют цели и задачи власти, когда подданные не замечают ее существования. Приводят примеры.

2. Определяют цели и задачи власти, когда народ боится. Приводят примеры.

3. Определяют цели и задачи власти, когда ее презирают. Приводят примеры.

4. Отвечают на вопрос: «Развращает ли власть?». Приводят примеры.

5. Составляют схему «Условия существования власти» (в приложении дается один из вариантов). Необходимо, чтобы учащиеся не только составили схему, но и пояснили ее, а также могли привести примеры.

В качестве итоговой общей дискуссии может быть поставлен следующий проблемный вопрос: «Могут ли некоторые хорошие люди обладать безграничной властью?». Обратите внимание на возможность негативного и позитивного понимания власти.

4. Работа с понятийным аппаратом

Слово «власть» мы можем встретить в разных словосочетаниях: власть родителей, органы власти, власть привычки, властный характер, властитель дум, человек - властелин природы, единовластный правитель, разделение властей и т.п.

Предложите учащимся найти другие сочетания с понятием «власть».

Есть ли различие в понимании власти в предложенных выражениях?

В качестве дискуссионной проблемы по итогам работы с понятием «власть» предложите учащимся высказать аргументы «за» и «против» по двум высказываниям: «Власть портит человека», «Человек портит власть». Как соотносятся богатство и власть?

5. Учащиеся изучают документы о власти

Индивидуально или в малых группах предложите ребятам познакомиться с документами о власти, ответить на поставленные вопросы (в том числе и сравнить две позиции).

Сравните два документа о власти и возможности народа сопротивляться властям:

Денис Иванович Фонвизин. «Рассуждение о непременных государственных законах»

Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры. Совсем излишне входить в толки о разности форм правления и разыскивать, где государь самовластнее и где ограниченнее. Тиран, где б он ни был, есть тиран, и право народа спасать бытие свое пребывает вечно и везде непоколебимо.

«Послание к римлянам святого апостола Павла». «Новый Завет»

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее...

Вопросы:

Как человек, по мнению авторов, должен относиться к власти?

Каково отношение авторов к возможности народа сопротивляться власти?

С каким из высказываний вы могли бы согласиться? Приведите аргументы.

6. Рассмотрение основных проблем

Группы получают задание изучить материал по следующим проблемам. Помимо данного в приложении материала могут быть использованы различные учебники и пособия, а также ресурсы интернета. Работа с материалом для изучения может стать опережающим домашним заданием.

ПРОБЛЕМЫ:

Группа 1. Истоки власти

Почему же люди так по-разному относились к пониманию власти? В чем были основные различия в ее толковании? Предложите каждому учащемуся из группы сказать несколько слов об одном из истоков и привести яркие примеры, иллюстрирующие выступления. Попросите учащихся при подготовке примеров использовать материал истории, современной политической жизни и литературных произведений.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Истоки власти

В древности люди видели во власти божественное проявление, некую сверхъестественную силу. Обладать ею могли не только отдельные люди, но и предметы или природные силы. Каждое племя имело свой набор священных символов и предзнаменований, которые требовали от человека того или иного поведения. Особые люди были толкователями этих повелений, они имели разные названия - колдуны, шаманы, волхвы, чародеи, жрецы, друиды и другие. Помимо них властью обладали старейшины и вожди. Их власть в первую очередь основывалась на вере соплеменников в сверхъестественное ее происхождение. Основу власти составляло знание традиций, сила, тайна, а в целом она носила сакральный характер. Все это составляло авторитет - влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. Авторитет в древнем обществе практически всегда совпадал с властью.

С появлением государств структура общества значительно усложнилась, расширились связи между людьми. Возникли новые факторы для установления власти - законы, богатство (на смену общей собственности пришла частная), наследственность (сын стал получать власть не столько за собственные заслуги, сколько благодаря своему происхождению), увеличился и фактор силы (установление власти одних народов над другими через их завоевание). Великие империи Ассирии, Персии, Македонии и, наконец, Рима были созданы силой оружия, воспринимались многими народами как навязанное господство. Власть постепенно все больше стала отрываться от простых людей, возникала пропасть между государством и обществом.

Все реже правители обсуждали свои решения с простыми людьми, а их личности обожествлялись и окутывались ореолом тайны. Египтяне называли своего царя фараоном, что в переводе означало «большой дом» или «дворец». Они считали, что и слово «царь», и имя царя часто произносить нельзя, так как эти слова священны.

Неудивительно, что руководители забывали о своем долге защищать справедливость и интересы народа, что вызывало восстания, революции, войны, массовые волнения, движения протеста. До нас дошли имена знаменитых предводителей, возглавлявших народное недовольство, - братьев Гракхов, Моисея, Спартака, Яна Гуса, Лжедмитрия I, Мартина Лютера, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Е.Пугачева и других.

Конфликт зашел так далеко, что XVI-XVIII века ознаменовались целым рядом революций, а также коренным изменением представлений о власти. Этот период был назван Новым временем и характеризовался не только значительным индустриальным развитием, но и другой организацией государства. Руссо, Локк, Гоббс, Монтескье, Токвилль и многие другие говорили о власти как взаимодействии между всеми членами общества, только основывалось оно не на вере в божественное происхождение правителей, а на разум и установление контроля над государственными органами со стороны общества. Источником власти признавался народ, который выражал свою волю через выборы или референдумы. Кроме того, выдвигалось требование необходимости разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых сдерживала бы другую. Наметился отход от противопоставления государства, обладающего абсолютной властью, и общества, вынужденного подчиняться требованиям представителей государства.

Однако до сих пор власть притягивает многих политиков, и искушение правящих кругов установить бесконтрольное и тотальное господство не преодолено и до сегодняшнего дня. XX век дал яркие примеры как деспотического злоупотребления властью, так и стремления обратить ее на пользу всем людям. Вместе с тем в XX веке появились государства, в которых было введено всеобщее избирательное право, провозглашено равенство всех граждан, созданы благоприятные условия для развития творческих способностей каждой личности. Государство, обладающее большой властью, попало под контроль людей, стало отчитываться о своих действиях.

Группа 2. Элементы властных отношений

Каковы основные составляющие властных отношений? Приведите примеры каждой из этих составляющих, используя в качестве сообщества жизнь школы. Какие ресурсы власти представляются вам наиболее важными? Почему?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Элементы властных отношений

Можно выделить три составляющие части властных отношений:

I. Субъект - человек, группа людей или определенная организация, которые отдают распоряжения и приказы, контролируют их выполнение, разъясняют пользу своего существования и пропагандируют необходимость совершения тех или иных действий. Субъектами могут быть руководители организаций или объединений, государственные органы (прокуратура, Верховный суд, министерство), политические партии и негосударственные организации.

II. Объект - лица, группы или организации, на которые обращается команда, приказ или распоряжение. Чаще всего в роли объекта выступают простые люди (члены трудового коллектива, служащие, население той или иной местности, сторонники политической партии). Но бывают ситуации, когда объектами могут быть и те, кого мы отнесли в субъекты. Например, начальник цеха является субъектом для всех работающих там людей, но в то же время он может быть объектом для директора предприятия, а директор государственного предприятия - для министерства.

III. Ресурсы - совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть. При этом могут использоваться самые разные методы воздействия - вера, насилие (часто используется разного рода диктаторами, тиранами или завоевателями, чаще всего они прибегают к репрессиям), традиция, закон, страх (чаще всего используется для установления власти в межличностных отношениях или в малых группах, например в подростковых компаниях), убеждение (лидеры политических партий используют убеждения своих сторонников для руководства их действиями), армия, поощрение или наказание.

Группа 3. Виды властных отношений

Каковы основные критерии для классификации видов власти? Являются ли средства массовой информации четвертой властью? Какие три другие власти подразумеваются при этом?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Виды властных отношений

Власть - достаточно сложное явление, в котором ученые выделяют отдельные виды.

По ресурсам: политическая, экономическая, социальная, принудительная, информационная и теневая.

Характерными чертами политической власти являются: открытое законное использование силы через специальные государственные органы принуждения, такие, как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательность решений для всех граждан, публичность, наличие центра принятия важнейших решений.

Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.

Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.

Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и в семье, в преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходимы постоянный контроль за людьми и поддержание обстановки страха.

Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации (СМИ или массмедиа), которые нередко называют четвертой властью. Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком. Созданные коммуникации способны донести любую новую идею до большинства людей на Земле. Радио, телевидение, видео, газеты и журналы способны внедрить в сознание масс те или иные ценности. Они могут призывать к жестокости и насилию или пропагандировать гуманизм и миролюбие. Вызывать войны и революции или способствовать разрешению конфликтов и мирным переговорам. Нагнетать межнациональную рознь или укреплять дружеские отношения между народами. Поэтому так важно, чтобы средства массовой информации были независимы, правдивы, соблюдали определенные этические нормы, а также не попадали в руки одних лиц, которые могли бы монополизировать информацию. Сейчас даже появился особый термин - «медиократия», под которым понимается господство над людьми через средства массовой информации. В последние годы расширилось действие компьютерной сети «Интернет», ставшей еще одним источником информации и снизившей возможности навязывания тех или иных идей через СМИ.

Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

Таким образом, мы видим, что власть представляет собой сложную структуру с соединением разных элементов и частей.

Группа 4. Политическое лидерство и господство

В чем основные различия легального, традиционного и харизматического типов господства?

Назовите 5 главных качеств, которыми, на ваш взгляд, должен обладать современный политический лидер. Расставьте их в порядке значимости. Задание можно сделать индивидуально, обсудить с одноклассниками или в группе.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Политическое лидерство и господство

Для установления твердой власти необходимо обладание господством, которое выражается в повиновении приказам и распоряжениям. М.Вебер выделил три основных типа господства: легальный (устанавливается в демократическом правовом государстве; его главными принципами являются рациональность и безличность, отсутствие зависимости подчиненных от руководителей на личном уровне, люди подчиняются не правителю, а законам, которые едины для всех), традиционный (при данном типе господства управляющие лично зависят от господина, основой назначения на должность становятся не профессионализм и деловая компетентность, а личная преданность) и харизматический (основу господства составляет сила духа, талант, внушение, провидческий дар; здесь также складываются отношения личной зависимости подчиненных от правящих).

Примерами легального типа могут служить современные демократические государства - Франция, Великобритания, США, Италия, Канада и многие другие, в которых установлен контроль общества над властными структурами и в то же время признается важным подчинение граждан установленным законам. Россия также придерживается подобного подхода в принципах государственного устройства.

Традиционный тип был характерен для эпохи средневековья, но и сейчас в ряде стран Востока он сохранил свои позиции. Например, так функционирует власть в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, во многих африканских странах.

Наконец, харизматическое лидерство можно считать одной из древнейших форм господства. К лидерам подобного типа можно отнести не только основателей мировых религий (Будду, Христа и Магомета, или Мохаммеда), но и таких исторических деятелей, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, А.Суворов.

Понятие «харизма» вызывает споры среди ученых по поводу происхождения и роли в обществе. В переводе с греческого это слово означает «милость, благодать, божественный дар», а в политологии под ним понимают особую исключительную одаренность и огромный авторитет, который имеет лидер, а иногда организация; им приписываются качества непогрешимости, сверхъестественности.

Вопрос о роли личности в истории тесно связан с рассмотренной нами проблемой харизматического господства. Наверное, вряд ли можно дать однозначный ответ о том, нужны ли человечеству лидеры, которые вызывают всеобщее почитание и обожание. История показала, что такие личности могут быть и великими спасителями, и мрачными злодеями, в зависимости от того, насколько смогут противостоять давлению власти и не превратиться в рабов этой огромной силы.

Группа 5. Легитимность

Что такое легитимность и какие другие понятия наиболее тесно связаны с данным термином? В чем различия между внешней и внутренней легитимностью? Может ли существующая власть быть легальной, но не легитимной и наоборот? Какие признаки могут показать, что легитимность власти падает? Для ответа на поставленные вопросы изучите предлагаемый материал и таблицу «Типы легитимности».

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Легитимность

В отличие от господства легитимная власть не может поддерживаться силовыми методами или быть навязанной. Для нее необходимо признание гражданами провозглашаемых политических установок, нравов, традиций, выражение доверия к власти.

Таким образом, легитимность прежде всего базируется на согласии между правящими и населением. Это согласие может быть двух видов - по поводу политических руководителей и их решений, а также по поводу политической системы в целом, способов принятия и осуществления политических решений. Однако в первую очередь необходимо общественное согласие о стратегии движения. Ни у одной страны нет будущего в условиях социального раскола. История показывает, что закономерным итогом подобной ситуации могут быть гражданская война и даже полное уничтожение государства. В данном случае речь идет о народной легитимности - признании обществом правомочности правящей элиты, которое может быть подкреплено традицией, идеологией, конституцией, выборами.

Любое государство стремится к сохранению легитимности правящих структур, а среди признаков ее падения следует назвать следующие: рост степени принуждения; ограничение прав и свобод; запрещение политических партий и независимой прессы; рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами; низкая экономическая эффективность власти. Подобные процессы не только приводят к ослаблению государственной власти, но и способствуют государственным переворотам, революциям, восстаниям, заговорам, бунтам и т.п.

Группа 6. Политическая власть в современном мире

Как в современном мире соотносятся властные институты и народ в государствах различного вида - демократических и недемократических? Каковы наиболее острые проблемы осуществления политической власти в современной России? Какие приемы властвования наиболее распространены сегодня?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Проблема политической власти в современном мире

Одна из главных проблем современного человечества - это взаимоотношение народа и правителей, общества и государства, простых граждан и наделенных властью чиновников. И в демократических странах народ не должен оставаться равнодушным к общественным проблемам, перекладывать их на плечи отдельных лиц. Пассивность не только уменьшает эффект от проведения в жизнь каких-либо преобразований, но и создает благоприятную почву для злоупотребления властью.

В.Гиляровский в известном описании жизни и быта Москвы в XIX - начале XX века «Москва и москвичи» писал, что в России две напасти - внизу власть тьмы, а наверху тьма власти. Прошло сто лет, сегодня почти все умеют читать и писать, все меньше остается стран с единовластным правлением или диктаторскими режимами, но в политике до сих пор актуальны как безграмотность граждан по поводу общественной жизни, так и стремление отдельных политических деятелей установить безграничное правление, свести до минимума ответственность за свои поступки перед народом.

Чем можно это объяснить? Кто-то говорит о предрасположенности нации или государства к сильной власти, находя примеры из прошлого и оправдывая этим настоящее; другие ссылаются на географическое положение; третьи находят объяснение в силе характера отдельной личности, по воле судьбы или случая появившейся в стране; четвертые говорят о слабости экономического развития, способствующей росту произвола властей.

Доля правды, наверное, может быть в каждом из этих утверждений. Однако хочется обратить внимание на то, что во всех объяснениях власть понимается как нечто внешнее, не зависящее от простых людей. Между тем исторический опыт показывает, что только там, где сами граждане ощущают свою ответственность за происходящее, активно выражают свое мнение, разбираются в политике и стремятся участвовать в государственных делах, правители заботятся не только о своих интересах и нуждах, но и в первую очередь учитывают потребности всего населения, отчитываются о своей работе и находятся под постоянным контролем. Разным мыслителям приписывается выражение, которое звучит примерно так: «Каждый народ имеет такое правительство, которое заслуживает». В этой пусть и небесспорной фразе утверждается принцип взаимной ответственности за все процессы общественной жизни. Особенно важно установить единение народа и власти. Один из основателей нашего государства Владимир Мономах в своем «Поучении», адресованном сыновьям и будущим правителям, призывал: «Куда бы вы ни держали путь своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». Эти слова были произнесены почти тысячу лет назад, но остаются актуальными и сегодня.

Непосредственно из проблемы соотношения власти и народа истекает и другая - о праве сопротивления тиранам. Могут ли люди поднять восстание при ущемлении их прав? Следует ли подчиняться законам, попирающим права и свободы человека? Несут ли ответственность за свои действия чиновники, подчинявшиеся приказам деспота? Политики, юристы, философы, журналисты, писатели и ученые не пришли к единому мнению по этим вопросам. Великий русский писатель Л.Толстой выдвинул свой известный принцип непротивления злу насилием. С другой стороны, оправдание народного бунта, восстания и революции часто звучало в работах и выступлениях Радищева, Герцена, Бакунина, Плеханова, Ленина и многих других. Американцы ведут начало своего государства с революции, в которой народ выразил вооруженный протест против угнетения со стороны англичан, но в то же время сегодня в США законопослушность признается одним из главных достоинств гражданина.

Сегодня можно говорить о том, что при реализации власти существуют самые различные приемы, которые составляют технологию властвования: балансирование (состояниями «уверенности» и «неуверенности»), формирование «управляемой» оппозиции, тактика мелких подачек большинству, «подтасовка целей» (подмена целей в процессе решения частных задач), спекуляция на необходимости компромиссов, представление интересов властвующей элиты в виде общего национально-государственного интереса, угроза применения насилия, политические интриги, политические провокации, апеллирование к закону, апеллирование к здравому смыслу, спекуляции на интересах разных групп (принцип «разделяй и властвуй»), использование лозунга борьбы за порядок для подавления оппозиции.

7. Общая дискуссия

Представители групп или все члены готовят короткие выступления с ответами на поставленные вопросы. Остальным учащимся предлагается высказать собственное мнение, сделать выводы.

Власть является одной из основ жизни людей.

В широком смысле властные отношения характеризуют любые действия людей, а в узком значении - связаны с деятельностью государства и его органов.

Источники власти могут быть самыми разнообразными.

История человечества показывает различные формы воплощения власти.

Власть является неоднозначным явлением и имеет много разновидностей.

Господство, легитимность, политическое лидерство и харизма тесно связаны с властными отношениями.

В современном мире источником государственной власти в демократических странах признается весь народ.

Проблема взаимодействия государства и общества остается актуальной по сей день.

Рефлексия

Предложите учащимся высказаться по следующим вопросам:

Что нового вы узнали о власти? Как эти знания могут помочь вам в жизни?

Что человеку нужно знать о власти?

В каких формах работы при изучении темы вы принимали участие?

Какие задания вы выполняли?

Чему вы научились при рассмотрении вопросов темы?

Перед переходом к заключительному занятию предложите учащимся задуматься над вопросом: «Где в повседневной жизни люди сталкиваются с властью?».

8. Исследовательская деятельность как итог изучения темы

Предложите детям провести исследование и предоставить материалы по темам: «Власть в школе», «Власть в нашей местности» (районе, городе).

Какие качества необходимы современному политическому лидеру? Могут быть названы следующие: умение сотрудничать, решительность, открытость, толерантность, демократичность, общительность, ответственность, компетентность, организаторские способности, чувство юмора, обаяние. Пусть ученики выберут 5 самых важных качеств политического лидера и проранжируют их. Они могут нарисовать словесный портрет идеального лидера государства, партии, движения.

Можно предложить вопросы: «Как вы понимаете следующее определение политической партии: «партия - коллективный политический лидер»?», «Могут ли быть в рядах одной партии люди с различными интересами, придерживающиеся различных взглядов?», «Нужны ли внутренние споры, дискуссии в партийных рядах?».

Затем учащиеся могут создать список знаменитых политических лидеров (всех стран и эпох или определенной страны и эпохи). Предложите вопросы на соотнесение политических лидеров с каждым из участников дискуссии: «Какие качества лидера вы видите в себе?», «На кого из названных лидеров вы бы хотели походить и почему?».

Итог дискуссии стоит подвести с помощью обсуждения высказывания китайского мыслителя Лао-цзы: «Присутствия самых хороших руководителей люди не замечают; самых плохих руководителей люди ненавидят. Когда самый лучший руководитель заканчивает свое дело, люди говорят: «Мы сделали это сами».

Темы для дискуссий:

«Власть и человек».

«Достоин ли народ того правительства, которое он имеет?»

«В чем должно быть главное проявление власти народа?»

«Есть ли связь между размером государства и формой правления в нем?»

«Какого правителя можно назвать добрым, какого - мудрым, а какого - справедливым? Есть ли между ними различия?»

«Как народ должен относиться к правителю?»

«Рыба гниет с головы, вода мутнеет от истока».

«Кто не нравится хану, тот нравится народу; кто нравится народу, тот не нравится хану».

«Народу рот сапогом не закроешь».

«Почему существуют тиранические режимы?»

«Имеет ли народ право на восстание?»

«Когда соберется песок, вырастает холм; когда соберутся люди, появляется господин».

«Что порождает вражду между государствами?»

«Кто сам не подчинялся, не может повелевать».

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук