- К нам пришло около 500 работ из различных регионов России, примечательно, что особенно много было заявок в последний день, - сообщил Сергей Кравцов. - Для оценки работ была создана комиссия, в нее вошли ученые и практики. Для меня же самое главное то, что оказалось так много людей, которых волнует повышение качества образования. Мы рассчитываем на серьезную работу с теми, кто стал победителем и призером. Надеюсь, вы будете нашими союзниками, помощниками и партнерами. Мы подумаем, как реализовать ваши проекты на практике и распространить их на другие регионы, - подчеркнул Сергей Сергеевич.
- Вначале мы думали, что большинство работ будет касаться региональной системы образования. Но когда стали анализировать проекты, то увидели, что в них затронуты практически все уровни образования - от дошкольного уровня до повышения квалификации. Для меня очень важен тот факт, что в этом конкурсе наряду с такими солидными участниками, как Высшая школа экономики, Московский центр качества образования, есть проекты, выполненные учащимися школы и студентами. Что интересно, по важности они не уступают «крутым» участникам. Меня также поразило то, что какая-то часть работ посвящена внешнему аудиту, это очень интересная и важная тема, как бы мы себя ни оценивали, нам важна оценка со стороны, - отметил Петр  Положевец.
Примечательно, что среди призеров конкурса оказалась ученица 11-го класса средней школы №20 города Ейска Анастасия Зайчикова. Именно с нее и началась церемония награждения.
- Слова, которые написала Анастасия в своем проекте, должны стать девизом для нашей работы, - заметил Сергей Кравцов и процитировал: - «Нужно, чтобы оценка качества делалась не просто ради самой оценки, а для повышения уровня всей системы образования».
Среди призеров конкурса был и коллектив Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы. Он представил интересную работу по самообследованию педагогических организаций, направленную на развитие качества педагогического образования в целом. Акцент был сделан на то, чтобы результаты инспекции совпадали с результатами самообследования.
Интересный проект по оценке качества вузов предложили студенты 2-го курса Башкирского государственного университета. Участники из Тамбовского государственного университета предложили создать экспертное сообщество по оценке качества образования. А вот конкурсанты из Адыгейского университета занялись разработкой вопроса по адаптации студентов в вузе. Магомедова Марина из Саратовской области подняла в своем проекте проблему трудоустройства выпускников вузами.
Анатолий Нестеров из Высшей школы экономики представил любопытный проект «Правила добропорядочной академической практики» для студентов первого курса.
- Воспитательная работа в вузах, особенно на первом курсе, очень важна, - отметил Анатолий Васильевич.
Победителями конкурса стали Московский центр качества образования, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова, средняя школа №14 Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, специальная коррекционная школа №31 VIII вида города Новосибирска, Московский городской педагогический университет и Высшая школа экономики, а также средняя общеобразовательная школа №43 Петропавловска-Камчатского и Управление образования и науки Липецкой области. Среди победителей конкурса были также и индивидуальные работы - учителя информатики из Московской области Андрея Сиденко и педагога из Комсомольска-на-Амуре Светланы Руденко.
Светлана Руденко представила проект, связанный с внутренней оценкой качества образовательного учреждения. Особо была отмечена работа Андрея Сиденко.
- Предложенный Андреем Сиденко проект может в корне изменить систему ЕГЭ, - отметил Сергей Кравцов. - Андрей предложил сделать экзамены в устной форме. Используя интернет-технологии, абитуриент может проходить собеседование сразу в нескольких вузах.
Интересный проект представило Управление образования и науки Липецкой области.
- Мы назвали наш проект «ДНК образования», его суть в повышении качества образования за счет поддержки лучших и в то же время отстающих образовательных учреждений. Кроме того, мы поддерживаем и те учреждения, которые сейчас находятся в середняках, однако, получив помощь, могут резко вырваться вперед, - говорит начальник Управления образования и науки Липецкой области Юрий Таран.
Суть проекта Рязанского государственного медицинского университета в участии молодежного совета в оценке качества образования. Высшая школа экономики в качестве проекта продемонстрировала мониторинговое исследование компетенций учащихся в начальной и средней школе.
- В течение года мы будем размещать на всех своих ресурсах - в бумажной и электронной версии «УГ» - информацию о ваших проектах, - пообещал победителям и призерам конкурса главный редактор «УГ» Петр Положевец. - Важно, чтобы они работали на повышение эффективности всей системы образования, чтобы они не остались достоянием только одного человека или одной организации.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)