Мистическое
Почему ростовский семинар в Лазаревском стал центром притяжения для многих педагогов? Начинали с небольшой группы ростовских учителей, а сегодня здесь почти вся Россия. Только ли морская романтика влечет, хотя температура воды для купания в это время года больше подходит для закаленных? Или желание после первой четверти перевести дух и оказаться в южном уголке России, когда еще можно любоваться цветением роз, экзотической юккой, оранжевой красотой деревьев с плодами хурмы? А может быть, потребность уже после конкурсных состязаний заряжаться профессиональной энергией коллег, открывать для себя что-то новое? Пожалуй, и то и другое. Но главное - нацеленность этой особой когорты педагогов, вовлеченных в конкурсное движение или готовых присоединиться к нему, на развитие, на творческий, профессиональный рост. Так же считает одна из постоянных участников семинара Елена Нечитайлова из Ростовской области, победитель конкурса «Учитель года России-2008», отметив, что южное солнце и морская волна бессильны перед стремлением педагогов учиться, причем все четыре дня во имя самосовершенствования и саморазвития. Вот, пожалуй, точное определение происходящего здесь, суть и важный смысл этих десятилетних ноябрьских встреч. А когда в этом году довелось узнать историю, связанную с именем Александра Усова, писателя (литературный псевдоним - Чеглок), путешественника, изобретателя, друга А.Луначарского, человека, одаренного во всех отношениях, который жил в Лазаревском в 20-е годы прошлого века, появилось ощущение некой сакральности этого места, мистического совпадения некоторых явлений. И вот почему. Почти сто лет назад незаурядный здешний житель после многолетних путешествий по миру построил здесь Храм Солнца в виде звезды, где через систему зеркал солнечный свет целый день был в помещении. Сторонник теософского учения, а в его основе лежат идеи всеобщего братства, сравнительное изучение религий, науки, философии, исследование неизвестных законов природы, скрытых внутренних сил человека, создал здесь небольшой теософический ашрам. В переводе с санскрита ашрам - это место «без боли», своеобразная духовная школа, в которую едут в поисках ответов на извечные вопросы, для саморазвития, творческого роста, просвещения. Слово «ашрам» имеет еще и другой смысл - «защита», убежище посреди разбушевавшейся стихии или гавань для душевного отдыха и развития лучших человеческих качеств.
 Невольно возникли параллели с нашим временем, аналогия с многолетними встречами звездных педагогов в Лазаревском. Правда ведь, есть здесь что-то общее с задачами семинара, ставшего за 10 лет для многих педагогов своего рода педагогическим ашрамом. А если углубиться в суть понятия «ашрам» как места для избавления от негативных эмоций, когда тобой движет желание кардинально сменить обстановку и поработать над своим внутренним миром (не случайно группа «Битлз» часто посещала индийские ашрамы), то можно увидеть схожую, примерно такую же мотивацию у тех, кто из года в год приезжает в приветливый «Тихий Дон». Хочется, как и теософам из прошлого, избавиться, хоть и ненадолго, от душевных страданий и боли, неизбежно сопровождающих нас в повседневной жизни, от несправедливости и коварства тех, кто хитрее и обладает властью. Глубоко вдохнуть морского воздуха и освободиться от тяжелого груза разочарований и усталости, суеты и рутины, от так называемого эмоционального выгорания, что особенно знакомо педагогам. «В ноябрьском Лазаревском, - заметила Лилиана Яруллина, главный специалист-эксперт Министерства образования Республики Башкортостан, - мы не делимся на руководителей и молодых педагогов, на чиновников и учителей, мы здесь все - коллеги!» В самом деле, как же приятно увидеть тех, кто искренне улыбается тебе и радуется встрече с близкими по духу людьми. Как нужны каждому из нас поддержка, понимание, признание.

Прагматическое
Настоящей гаванью семинар на Черноморском побережье стал и потому, что у него, как и в ашраме, изначально был свой «гуру» в лице Галины Нестеренко. Будучи еще работником Министерства образования Ростовской области и координатором регионального учительского конкурса, благодаря неисчерпаемой энергии и преданности профессии Галина Михайловна, умелый и опытный управленец, затеяла хорошее дело, затем в Ростовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования ее поддержали такие же неравнодушные и дальновидные его руководители - ректор Сара Хлебунова и проректор Елена Алимова. Сейчас они вместе с командой своих сотрудников и с активным участием клуба «Учитель Дона» каждый год вносят что-то новое и интересное в программу семинаров, но «незыблемой скалой» остаются мастер-классы уже победивших и тех, кто еще готовится покорять конкурсные вершины. Александр Демахин из Подмосковья, став абсолютным победителем конкурса в 2012 году, рассказывает, что именно Лазаревское стало для него первым пунктом путешествия под названием «Учитель года», когда он готовился к районному его этапу. Он считает этот семинар своей «родительницей» на пути к званию абсолютного победителя российского конкурса. И его последователю, земляку Андрею Сиденко, лазаревская школа также помогла одержать победу. Дмитрий Новиков из Тюмени, наоборот, приехал сюда уже после получения титула лауреата и сразу стал всеобщим любимцем среди собратьев по семинару и как уникальный педагог, знаток нескольких иностранных языков, эрудит, психолог, философ, и как самый активный «ученик», помогающий коллегам на сценических уроках. И многим невдомек: почему незаурядный тюменский информатик в 2013-м не оказался в числе «пятерки» победителей?
 Мы, «Учительская газета», уже шесть лет поддерживаем коллег, приезжаем сюда с авторитетными экспертами и педагогами, нашими авторами. Так было и в прошлом году, который запомнился встречей с Евгением Ямбургом, его лекцией о новом профессиональном стандарте педагога. В нынешнем участники познакомились с набирающим авторитет ученым Андреем Иоффе, которого газета открыла еще 20 лет назад, обратив внимание на молодого, незаурядного учителя истории из города Пушкино Московской области. С тех пор продолжаем сотрудничество во многих акциях и проектах, которые проводит «УГ». Руководитель Центра общего образования в Московском институте развития образования, теперь уже доктор педагогических наук, Андрей Наумович выступил в Лазаревском по теме, мало разработанной, но актуальной для нашего образования, ставшей впервые конкурсным заданием на очном всероссийском финале - «Проектирование в образовании». Полезную для понимания теорию вопроса он сопровождал практическим показом того, ЗАЧЕМ, КАК и ЧТО нужно делать в проектной технологии, и, что особенно ценно, проанализировал проекты, которые показали участники семинара.
 Популярную сегодня технологию смешанного обучения убедительно представили Елена Нечитайлова, победитель конкурса «Учитель года России-2008» и ее коллеги. Старт для разработки темы был дан опять же на семинаре в прошлом году. К юбилею издательский центр Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования выпустил сборник статей «Смешанное обучение» с полезными рекомендациями по смене рабочих зон, автономных групп, перевернутого класса, личного выбора. Так «Лазаревка», как часто в кулуарах называют семинар, стала площадкой для рождения еще одного нового проекта: сетевое профессиональное сообщество объединило педагогов разных регионов страны на основе проблемы использования моделей технологии смешанного обучения, метода, интегрирующего электронные и традиционные подходы. Вот еще один реальный, прагматический результат ноябрьского семинара, итог такого вот необычного педагогического ашрама.

Романтическое
Прагматика и романтика или сугубо профессиональное и творческое, мечтательное в учительском деле идут рука об руку. В Лазаревском, где происходит уникальное сочетание одного и другого, это особенно заметно, когда насыщенная интеллектуальная деятельность сполна вознаграждается теплым общением, лицами друзей, шумом волны и вечерними встречами. Здесь много музыки, песен, стихов, танцев, сценических действий. В этом художественном пространстве открываются новые дарования учителей и крепнет их профессиональная солидарность. Они одинаково восторженно аплодируют друг другу: и чеченской лезгинке в исполнении Исы Алиева из Грозного, финалиста Всероссийского конкурса-2010, танцующего в окружении грациозных молодых учительниц, похожих на лермонтовскую Белу, «стройную, с черными глазами, как у горной серны», и таинственной мелодии курая, и ритмам башкирского танца, и тюльпановому ковру весенней Калмыкии, и «ударушкам» из Адыгеи, и креативному коллективу команды учителей из ижевской школы №97 из Удмуртской Республики, оригинальному «Лазаревскому кафе» от друзей Новокубанского района Краснодарского края, и творчеству друзей-клубников из Подмосковья, Воронежа, Самары, Волгограда, и неисчерпаемому на выдумку клубу «Учитель Дона», его звездным ведущим Марине Мирошник и Игорю Апольскому из Ростовской области. Романтика их творческих исканий, тонкий юмор и изящные мизансцены радуют глаз и греют душу. И как апофеоз, пик художественного действия - музыкально-поэтические вечера Олега Парамонова и Артура Зарубы, вечно молодых и всегда новых в своем творчестве двух абсолютных победителей всероссийских конкурсов далеких 90-х. Столько лет они удивляют своим мастерством не только в педагогике, но и в искусстве.
 Вновь обращаясь к аналогии, замечу, лазаревские теософы, входившие в окружение Александра Усова, по вечерам на берегу моря тоже читали стихи, жгли костры, обсуждали философские проблемы. К ним приезжал Максимилиан Волошин, близкий им по взглядам и духу поэт, художник-символист. В повседневной жизни эти высокообразованные жители поселка были большими тружениками. Например, чета Обнорских, глава семьи которой владел шестью языками, учил наукам детей из бедных семей, а его супруга написала несколько произведений, одно из которых «Сад Учителя» до сего времени в числе весьма почитаемых в философских кругах. Сам Александр Александрович создал струнный инструмент гудун, с которым выступал в Москве в различных клубах, изобрел особый способ варки пищи на пару, спроектировал авиационный двигатель и быстроходное судно, написал серию книг «Родная природа», «Животный мир Африки», иллюстрации к которым сделал его друг, выдающийся художник-анималист XX века Василий Ватагин, также разделявший теософское учение. Семья Усовых посадила в Лазаревском сад, где росли тунг, мушмула, фейхоа, инжир, мандарины. В своем кружке близких по духу людей они искали гармонию с миром, истину, медитировали, познавали себя и других, вероятно, идеализировали действительность и мечтали о лучшем будущем. Одним словом, были чуть больше романтиками, чем прагматиками, как и наши учителя, которые так же как и они, но уже в другом веке устремились в Лазаревское, полюбили это мистическое место, где соединяются земля и вода, горы и парки, где деревья, посаженные добрыми руками предков, стали большими, а морской воздух остался таким же целительным и умиротворяющим. Здесь они нашли для себя то, что дает новые силы для работы, творчества, душевного заряда и движения вперед.
 Как заметил Александр Шапоренко, учитель истории из Ростовской области, лауреат областного конкурса в 2008 году, каждый из «лазаревцев» уже в августе-сентябре ловит себя на предвкушении яркой встречи в ноябре. Пусть она обязательно состоится в 2015-м. Долгой жизни ростовскому семинару! Многие лета (не судите строго за метафору) педагогическому ашраму в Лазаревском!

пос. Лазаревское, Краснодарский край