Татьяна БОНДАРЕВА, директор гимназии имени Андрея Платонова, Воронеж:
- Заместителей чем больше, тем лучше! Особенно когда в школе более тысячи учеников. Чем меньше у завуча объем работы, тем качественнее он ее выполняет. В первую очередь должен быть заместитель по учебной работе, и желательно, чтобы их было несколько по направлениям - естественно-математическому, гуманитарному, начальной школе. Нужен заместитель по воспитательной работе, а ему - помощники, раньше они назывались пионерскими вожатыми. Сейчас эти ставки оптимизируют, но без них трудно как завучу, так и школе. Не обойтись директору без заместителя по хозяйственной части, это традиционная должность. А в последние годы, когда получили развитие информационные технологии, необходим завуч по информатизации или по информационным технологиям,  в разных школах его называют по-разному.

Валентина АЛЕКСАНДРОВА, директор школы с. Опеченский Посад, Боровичский район, Новгородская область:
- У меня два заместителя - одна по учебно-воспитательной работе, другая - по воспитательной. Это моя опора и поддержка. На этих людей я могу оставить школу в случае своего отсутствия в полной уверенности, что все будет в порядке, учителя будут осведомлены о всех планах школы, а дети, как и всегда, станут участвовать во всех интересных конкурсах и мероприятиях. Наша школа небольшая, в ней всего десяток педагогов. Поэтому мои заместители совмещают свою деятельность с работой в качестве учителей музыки и русского языка и литературы. Это, я считаю, единственно возможный выход, для того чтобы педагогический штат небольшой сельской школы был оптимальным.

Елена МИХЕЕВА, директор школы № 3 с углубленным изучением иностранных языков, Петрозаводск:
- Количество замов зависит от количества учащихся, уровня и специфики школы. Если бы средства позволяли, я кроме традиционных ныне зам. директора по УВР, ВР, АХЧ и безопасности ввела бы должности заместителя по научно-методической работе или по развитию, по информатизации. Кстати, должность зам. директора по безопасности не считаю необходимой,  она когда-то давно нам была навязана сверху.

Галина ШЕВЧЕНКО, директор Приозерского политехнического колледжа, Ленинградская область:
- Количество заместителей зависит от количества обучающихся. Если в образовательном учреждении учатся 250 человек - достаточно двух замов; если 250-400 обучающихся - тогда нужны зам. директора по учебной работе, зам. директора по производству, по воспитательной работе и хозяйственной деятельности. Если учатся более 400 человек,  нужны еще и заведующие отделениями. Но это только мое мнение. Существуют штатные нормативы, которых мы должны придерживаться, однако в компетенции директора самому определять количество своих заместителей и их оклады и надбавки, лишь бы средств хватало.