Термин «мультикультурный» описывает культурное многообразие природы человеческого общества. Это относится не только к этнической или национальной культуре, но также включает в себя языковое, религиозное и социально-экономическое разнообразие. Межкультурализм относится к взаимоотношениям между культурными группами. Он определяется как «существование и равноправное взаимодействие между различными культурами, возможность генерировать общие культурные реалии через диалог и взаимное уважение». Межкультурализм основывается на мультикультурализме и включает взаимный обмен между культурами и диалог на местном, региональном, национальном и международном уровнях.
В целях укрепления демократии системы образования должны учитывать мультикультурный характер общества и способствовать мирному сосуществованию и позитивному взаимодействию между различными культурными группами. Существует два подхода: мультикультурное и межкультурное образование. Мультикультурное образование - это знакомство с другими культурами в целях воспитания принятия или по крайней мере толерантного отношения к таким культурам. Цель межкультурного образования - способствовать формированию понимания, уважения и диалога между различными культурными группами.
Межкультурное образование не может быть механически добавлено к существующим учебным программам. Оно должно пропитывать образовательную среду и всю школьную жизнь, принятие решений, подготовку и повышение квалификации учителей, содержание и методы обучения, взаимоотношения между учащимися.
Цели межкультурного образования могут быть сведены к четырем столпам образования, сформулированным Международной комиссией по образованию для XXI века:
1. «Учиться, чтобы знать», объединяя достаточно широкий объем общих знаний с углубленной работой по небольшому числу проектов. При этом общее образование вводит учащегося в соприкосновение с другими языками и областями знания, создавая условия для общения.
2. «Учиться, чтобы действовать», для приобретения не только профессиональных навыков, но и умения справляться с различными ситуациями, работать в команде и найти свое место в обществе.
3. «Учиться, чтобы жить вместе», развивая понимание других людей и признание взаимозависимости между людьми через реализацию совместных проектов и обучение способам решения конфликтов, в духе уважения к ценностям плюрализма, взаимопонимания и культурного многообразия. Это означает, что учащиеся должны приобретать знания, умения и ценности, которые способствуют развитию чувства солидарности и сотрудничества между различными людьми и группами в обществе.
4. «Учиться, чтобы быть» (для саморазвития), для развития личности, для приобретения способности принимать собственные решения и демонстрировать личную ответственность. Эти ценности воспитывают личность и самоуважение у учащихся.
Можно определить ряд принципов, которые действуют на международном уровне в области межкультурного образования.
Принцип I. Межкультурное образование с уважением относится к культурной идентичности учащихся, что выражается в предоставлении качественного образования, учитывающего культурное разнообразие.
Этот принцип может быть реализован следующим образом.
Использование учебных программ и материалов, которые:
- основаны (базируются) на разнообразных системах знаний и опыта учащихся;
- включают в себя историю, комплекс знаний и технологий, системы ценностей, социально-экономические и культурные установки их стран;
- прививают учащимся понимание и уважение к культурному наследию их стран;
- нацелены на воспитание уважения к культуре, языку и ценностям учащихся;
- используют местные ресурсы.
Разработка методов обучения, которые:
- учитывают культуру учащихся, например, включение этнических форм выражения, таких как рассказы, сценические постановки, поэзия и песни;
- включают взаимодействие с культурными организациями, тематические экскурсии, посещение памятных мест и творческую деятельность, связанную с социально-экономической и культурной жизнью местного сообщества.
Разработка методов оценивания, приемлемых в отношении культур учащихся.
Выбор языка обучения, при этом по возможности используется родной язык учащихся.
Подготовка учителей, нацеленная на:
- ознакомление учителей с культурным наследием страны пребывания;
- обучение педагогов практическим активным методам обучения;
- ознакомление учителей с образовательными и культурными потребностями представителей меньшинств;
- формирование умения адаптировать содержание и методы обучения к потребностям групп населения, культура которых отличается от доминирующей в обществе;
- обучение умению применять принцип культурного многообразия в классе.
Взаимодействие школы и местного сообщества; вовлечение учащихся и общественности в образовательный процесс:
- использование школы как центра социально-культурной деятельности;
- привлечение к преподаванию представителей традиционных ремесел и национальных исполнителей;
- признание роли учеников как «двигателей» своей культуры;
- децентрализация разработки содержания и методов обучения с учетом культурных различий между регионами;
- участие школьников, родителей и местной общественности, учителей и администрации - представителей разных культур - в управлении школой, принятии решений, планировании и внедрении образовательных программ.
Принцип II. Межкультурное образование дает учащимся знания о культуре, умения и ценности, необходимые для активного и полноценного участия в общественной жизни.
Этот принцип может быть реализован следующим образом.
Гарантии равных образовательных возможностей:
- обеспечение равного доступа ко всем формам обучения для представителей всех культурных групп населения;
- отказ от всех форм дискриминации в системе образования;
- обеспечение получения необходимой квалификации для равного доступа к среднему, высшему и профессиональному образованию;
- принятие мер, обеспечивающих включение в систему образования представителей различных культурных групп, например, таких как дети иммигрантов;
- обеспечение равных возможностей для участия в учебном процессе всех детей;
- обеспечение мирной, безопасной и недискриминационной образовательной среды;
- принятие специальных мер для преодоления исторически сложившегося неравенства, ограничивающего возможности учащихся и учителей участвовать на равных с другими в жизни общества.
Использование учебных программ и материалов, которые:
- дают знания об истории, традициях, языке и культуре меньшинств представителям большинства;
- дают знания меньшинствам об обществе в целом;
- нацелены на преодоление предрассудков по отношению к носителям культуры, отличной от культуры страны;
- направлены на ознакомление с нормами и правилами различных культур;
- развивают устную и письменную речь, что позволит гражданам получить доступ к информации, ясно понимать обстановку, в которой они живут, выражать свои потребности и принимать участие в общественной жизни.
Методы обучения, которые:
- способствуют активному участию школьников в учебном процессе;
- интегрируют формальные и неформальные, традиционные и современные методы обучения;
- создают интерактивную образовательную среду, например, реализуют проекты, чтобы дать людям ощущение уверенности в себе и способность общаться и сотрудничать с другими.
Необходимы также ясная формулировка требований и точная оценка результатов обучения, знаний, умений, ценностей и отношений.
Важно обучение языкам: все учащиеся должны приобрести способность к общению, самовыражению, пониманию устной речи и участию в диалоге на своем родном языке, государственном и одном или нескольких иностранных языках.
Подготовка и повышение квалификации учителей:
- глубокое знание принципов межкультурного образования и его влияния на каждодневную работу педагога в классе, школе и местном сообществе;
- понимание роли образования в борьбе против расизма и дискриминации;
- подход к образованию, основанный на соблюдении прав человека;
- компетенции в области разработки, внедрения и оценки учебных программ, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся и местного сообщества;
- умение вовлекать учащихся - представителей меньшинств в учебный процесс;
- умение учитывать различное происхождение учащихся;
- владение методами межкультурного общения, желательно более чем на одном рабочем языке;
- владение соответствующими методами оценки, постоянная корректировка этих методов.
Принцип III. Межкультурное образование обеспечивает всех учащихся необходимыми знаниями о культуре, умениями и ценностями, которые воспитают в них чувство уважения и солидарности с окружающими их людьми, представителями разных этнических, социальных, культурных и религиозных групп и народов.
Этот принцип может быть реализован следующим образом.
Разработка учебных программ, которые способствуют:
- знакомству с культурным многообразием, пониманию ценности культурного разнообразия и уважению к культурному наследию различных групп населения;
- пониманию борьбы против расизма и дискриминации;
- знакомству с культурным наследием различных культурных групп путем изучения истории, географии, литературы, языков, искусства, а также естественно-научных предметов и технологии;
- пониманию и уважению ко всем людям, их культуре, цивилизации, ценностям и образу жизни, включая культуру своей страны и других стран;
- пониманию роста глобальной взаимозависимости между людьми и народами;
- знакомству не только с правами, но и обязанностями, возлагаемыми на человека, социальную группу и страну по отношению друг к другу;
- пониманию необходимости международной солидарности и сотрудничества;
- пониманию своих культурных ценностей, которые лежат в основе интерпретации окружающей жизни, а также анализу информации, обогащенной знанием различных культур;
- уважению к различным способам мыслительной деятельности.
Методы обучения, которые:
- способствуют уважительному изучению исторического наследия и вклада различных этнических групп населения;
- обеспечивают учебный процесс в духе равноправия;
- соответствуют изучаемым ценностям;
- реализуют междисциплинарные проекты.
Приобретение коммуникационных навыков и умения сотрудничать с представителями другой культурной среды:
- установление прямых контактов и регулярных обменов между учащимися, студентами и преподавателями в разных странах;
- осуществление совместных проектов с организациями разных стран, направленных на решение общих проблем;
- установление международных связей в Интернете с учениками, студентами и педагогами других стран, работающими над схожими задачами;
- приобретение умения решать конфликты и проводить медиацию.
Преподавание иностранных языков и углубление культурной компоненты в филологическом образовании.
Подготовка и повышение квалификации учителей, направленные на:
- понимание позитивного значения культурного многообразия и права человека быть отличным от других;
- осознание роли, которую местные особенности, образ жизни, языки играют в процессе обучения и воспитания человека в рамках национального, регионального и мирового общества;
- знание истории развития человечества, которое позволит лучше понять принципы плюралистической и динамической природы мировой культуры, и донести его до учащихся;
- овладение социально-политическими компетенциями, которые позволят участвовать в управлении школой.

Публикуется в сокращении
Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ