Лишь об увиденном суди. Глаза мудрей, чем уши.

Народная мудрость

Ход урока

Оргмомент. Тема. Эпиграф.

Значимость взгляда хорошо передается в детской сказочке:

- Ты слышал новость, Заяц?

- Я все, Белка, слышу: уши-то у меня эвон какие!

- Так что же ты своими ушами слышал?

- Я слыхал, что тебя, Белка, лиса съела!

- Ну и что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, лису съел!

- Вот это да! Что же мне теперь делать?

- Известно что: глазам верить, а не ушам!

Н. Сладков

Или вспомните сцену «Каа и обезьяны» из «Маугли» Р. Киплинга.

Как Каа удалось покорить обезьян?

Как он на них смотрел?

Соответствует ли истине выражение, что «взглядом можно убить, взглядом можно спасти»? Почему?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Этюд 1. «Направление взгляда»

Один из участников выходит за дверь. Ему дается задание: в момент, когда входишь, обратить внимание, куда будут обращены взгляды, направленные на тебя? (Как правило, в глаза.)

Да, люди, встречаясь, всегда стараются посмотреть друг другу в глаза. Глаза, как зеркало, отражают душу человека. Вам, наверное, приходилось слышать фразы: «Какие печальные у нее глаза», «Его глаза так и брызжут смехом». И в описании лица человека главное место отводится глазам. Вся гамма тончайших чувств передается именно глазами. У Л. Толстого имеется 85 различных описаний взгляда.

Попробуем сами.

Этюд 2. «Описание взгляда»

Подберите слова (прилагательные, сравнительные прилагательные), описывающие взгляд. (По кругу.)

Этюд 3. «Калейдоскоп взглядов»

Различные чувства, выраженные через взгляд, меняют его. Изобразите (мимика в изображении не участвует):

равнодушный взгляд

смеющийся взгляд

взгляд больной собаки

взгляд, выражающий ненависть

сочувствующий взгляд

убийственный взгляд

пронзающий взгляд

заинтересованный взгляд.

Назовите ситуации, где и когда вами были использован тот или иной взгляд.

Этюд 4. «Чувства через взгляд»

А теперь внимательно посмотрите в глаза своего соседа слева и постарайтесь понять, что он чувствует, что выражает его взгляд, скажите ему об этом. (По кругу.)

Когда вы смотрите другому человеку прямо в глаза, то этим самым вы как бы устанавливаете связь с ним. В то время как с некоторыми людьми нам общаться приятно, с другими мы во время разговора чувствуем неловкость, а иногда и некоторое недоверие по отношению к ним. Это зависит от того, как долго человек смотрит нам в глаза.

Продолжительный взгляд говорит о заинтересованности или о превосходстве, убегающий взгляд – лживый («бегающие глаза»).

Глаза наиболее честно и точно говорят об отношении человека. Увеличение зрачка говорит о волнении и заинтересованности, сужение – о том, что человек сердится или относится к ситуации негативно.

У детей зрачки больше, чем у взрослых, да еще и увеличиваются в присутствии взрослых для того, чтобы выглядеть как можно более привлекательными, и для того, чтобы на них постоянно обращали внимание.

Китайская наука утверждает, что по глазам можно определить характер человека.

А экстрасенсы и колдуны считают, что взглядом можно сделать очень многое, если сфокусировать в нем свою энергию. Недаром суеверные люди боятся «черного глаза». Что это значит? А это значит, что, когда человек думает плохое или желает плохого, его мысли выражаются в глазах, хотя он может и улыбаться при этом. Но если взгляд можно направить, значит, его можно и отразить. Вот и получается «дуэль взглядов» или разговор глазами. Да-да, когда-то люди умели говорить глазами без слов. Сейчас такой феномен называется телепатией. Дети любят играть в «переглядки» - кто кого переглядит. Так они тренируют «силу взгляда».

Значит, можно разговаривать глазами?

Если вы серьезно и внимательно готовы выслушать собеседника, то вы будете фокусировать свой взгляд чуть выше переносицы.

Если вы разговариваете об известном и менее существенном, то смотрите в треугольник: глаз, губы, глаз.

Если вы не хотите разговаривать, то смотрите отвлеченно в сторону.

Если вы чем-то заинтересованы или настроены враждебно, то это будет взгляд искоса.

Итак, значит, мысли мелькают в глазах. Сейчас вам будет предоставлена возможность передать взгляд (и мысль тоже) и перехватить взгляд.

Этюд 5. «Стражники и пленники»

Делимся на пары. Один сидит на стуле – это «пленник», другой стоит за его спиной – это «стражник». Задача пленников – договориться взглядами и поменяться местами. Задача стражника – не допустить «побега», успеть перехватить взгляд и положить руку на плечо своего пленника. Затем поменяемся местами.

Обсуждение. Кем легче быть – «стражником» или «пленником»? Если человеку легче быть «пленником», то он хорошо устанавливает контакты, если легче быть «стражником», то у него хороший зрительный обзор.

Этюд 6. Картина «Говорящие глаза»

В мастерскую художника зашел его друг и увидел полотно, на котором нарисованы только глаза, но глаза «говорящие» и очень разные. Он пытается определить, что выражают, о чем говорят эти глаза. Из класса выбирается ученик-ведущий, все остальные - «глаза».

Условие: мимику не использовать, чувства выражать только глазами.

Обсуждение. Как ведущий догадывался о чувствах, выраженных глазами?

Домашнее задание: при разговоре с родными попытаться узнать по их глазам, какой день был у мамы, удачно ли все на работе у папы, как чувствует себя бабушка и т.д.

Дополнительное задание «Магический взгляд»: рассматривание изображений, дающих эффект трехмерного пространства.

ВЫВОД:

Наиболее чистые мысли и чувства человека выражаются через его взгляд.

Лидия ФЕДОРЕНКО