- Мне приятно отметить, - подчеркнула Голодец, - что сегодня наше образование заметно помолодело. Увеличилось количество преподавателей, которым до 35 лет. Серьезно увеличился конкурс на педагогические специальности в вузы. Мы эту тенденцию связываем с ростом зарплаты, с изменениями к требованиям квалификации педагогов. Надеюсь, что этот съезд даст новый импульс развития для всего учительского сообщества. Дерзают всегда молодые!
Бенджамин Дизраэли всегда говорил: «Почти все великое сделано молодыми». И если упустить шанс изменить мир, пока ты юн и смел, то впереди тебя ждут вечные сожаления. Молодых питают надежды. Главное, жить и действовать здесь и сейчас. Главное, не упускать возможности.
Программа пленарного заседания II Всероссийского съезда молодых учителей была наполнена докладами до предела: приветствия педагогам от первых персон государства перемежались с научными исследованиями, доклады о госполитике чередовались с житейскими рассказами самих дебютантов. Но строгий регламент уступил несколько приятных минут концертным номерам, и, конечно же, не обошлось без награждений наиболее ярких лидеров учительства грамотами Всероссийского педагогического собрания. А кульминацией форума стала встреча молодых учителей с министром образования и науки Дмитрием Ливановым, которого делегаты съезда просто-таки засыпали вопросами.
Ведущим пленарной сессии был Петр Положевец. В преамбуле о господдержке специалистов, только-только начинающих свой профессиональный путь, об итогах первого съезда, о создании Ассоциации молодых учителей России и ее региональных подразделений главный редактор «Учительской газеты» объяснил столь значительное внимание государства к молодому учителю: «Вы наше будущее!» Ведь, собственно, и сам съезд выбрал для себя это утверждение девизом «Молодой учитель - школе будущего».
Первый заместитель министра образования Наталья Третьяк отметила, что подобные встречи нужны не столько дебютантам, сколько специалистам, разрабатывающим государственную политику. И заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Павел Сергоманов с ней согласился: живое общение позволяет увидеть проблемы воочию. Делегаты оценили и сообщение о том, что Минобрнауки РФ отслеживает, что делают в регионах для привлечения и закрепления молодых специалистов в школах, и в этом году уже будет опубликован лучший региональный опыт такого процесса.
Олимпийская чемпионка депутат Госдумы Светлана Журова призналась, что с детства мечтала быть учителем. Во-первых, ее вообще привлекала эта профессия. Но в большей степени очарование педагогической деятельностью у нее возникло из-за того, что девочка восхищалась своей классной руководительницей, вчерашней выпускницей педвуза, которая делала все наравне со своими учениками - походы, «Зарница», игры. А вот сегодня ее отношение к представителям этого братства неоднозначно. Осадок остался после пары случаев, когда на вдохновенные речи какого-нибудь учителя о реализуемых проектах, внезапно из зала раздавались реплики: «Сколько ты получаешь? Ну ты и дурак, что за такие копейки делаешь все это!» Обидно, что для некоторых горение и любовь сводятся лишь к материальному стимулированию...
Победитель конкурса «Учитель года России-2014» из Ленинградской области Денис Рочев, учитель немецкого языка гатчинской гимназии «Апекс», в своем докладе напомнил слова Константина Ушинского: «Передается не опыт, а идея». И хочется с ним согласиться, потому что опыт у каждого свой, а вот ухватить чью-то идею, претворить ее в свою жизнь и развить - удел только людей прежде всего смелых и как необходимое условие творческих. Рочева, который не только рассказал о том, что успешного ученика воспитает только успешный учитель, но и зажег символический «Огонь знаний», во время обсуждения заключительной резолюции съезда избрали председателем Ассоциации молодых педагогов России в составе Всероссийского педагогического собрания. Денис Игоревич убежден, что современный учитель может гордиться своей профессией, она гораздо шире и глубже, чем свод функциональных обязанностей, учитель - это друг, помощник, наставник. И вот он возглавил команду людей, которые считают абсолютно так же!
Всероссийский съезд стартовал одновременно с традиционным форумом, который в Московской области проводили для дебютантов уже четвертый раз. Поэтому некоторые пункты программ обоих событий совпадали, а какие-то проходили иначе, и были они объединены лишь общей идеей - эти встречи призваны помочь новичкам тем или иным способом узнать и полюбить свою профессию еще больше.
Пока делегаты съезда готовились к дискуссионным площадкам и работе диалог-клубов, участники форума вместе с абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2012» Александром Демахиным, учителем МХК и искусства, заместителем директора по внеклассной работе Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, на его мастер-классе создавали картину современности и размышляли над тем, с чем именно они пришли в школу. Да и сам Александр Александрович признался, что когда его, работающего в школе с 2003 года, на входе в гимназию №17 Электростали сегодня спросили: «Вы молодой специалист?», у него сразу улучшилось настроение, потому что начинать всегда интересно. Но гораздо интереснее все-таки начинать осознанно, зная точно, что особенного ты приносишь своим ученикам. И этот посыл понравился дебютантам настолько, что они долго еще не отпускали знатока истории искусства из Сергиева Посада, ища с его помощью ответы на этот заданный им вопрос. Но Демахин был неумолим: «Для чего вы идете на урок, отвечать только вам!» И порекомендовал читать «Учительскую газету», в которой всегда есть посыл для подобных размышлений.
В то же время в школе №13 на круглом столе обсуждали перспективы профессионального и личностного роста молодого учителя, в школе №12 делились опытом воспитания гражданина и патриота, в гимназии №4 говорили о том, что и как нужно изменить в подготовке учителя, а в гимназии №21 развернули дискуссионные площадки «Государственная поддержка молодых учителей» и «Инновационные образовательные технологии в деятельности молодого учителя». Модераторами дебатов об инновациях стали учитель английского языка физматлицея №33 Ростова-на-Дону Елена Островершук и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
Разговор об инновационных технологиях модераторы дискуссионной площадки старались выстроить вокруг нескольких основополагающих моментов. Прежде всего залу было предложено честно ответить на вопрос, есть ли у молодого учителя право выбора, насколько значительна его роль в жизни школы. Ответы в большей мере удручали: авторитета у дебютантов в школе немного, чаще всего попытки что-то изменить в структуре учебного заведения или отношениях в коллективе натыкаются на гневную отповедь: «Яйца курицу не учат!» Уважение у старших товарищей легче всего заслужить компетентностью в пользовании как раз той самой пресловутой техникой. И все-таки такое понятие, как «сотрудничество», постепенно проникает даже в самые глубинные уголки нашей страны. Зачастую это сотрудничество начинается уже собственно между школой и педагогическим вузом, в таком случае адаптация молодого специалиста происходит не в пример быстрее и легче. Ведь не секрет, что современный студент ох как далек от реальной практической деятельности, и его появление в школе больше напоминает посещение продвинутым космонавтом Марса, произошедшее совершенно неожиданно для него.
Радовало то, что молодые люди все чаще говорили о том, что инновации - это то, что можешь ты сам, и что все изменения следует начинать с себя. И доказывать престижность профессии - это миссия самих учителей. Они готовы. Потому что они молоды и полны сил. Потому что желают стать катализатором изменений к лучшему. Ведь они пришли в эту профессию не случайно, а потому что сделали свой выбор на всю жизнь.
Опыт адаптации и рекомендации, как наилучшим образом завоевать доверие старших коллег и учеников, у каждого свои. И Петр Григорьевич предложил делиться им на страничках сайта «Учительской газеты».
На съезде много говорили о том, что нужно изменить в подготовке учителя. Как молодому учителю занять достойное место среди коллег? Каковы перспективы молодого учителя в профессиональном и личностном плане? Насколько эффективна и как реализуется государственная поддержка молодых учителей, в том числе программа «Учительский дом»? Беспокойство о своей роли в современном мире звучало и в вопросах министру. Но при этом в основном в рассказах о своих первых шагах в профессии лейтмотивом звучала мысль о необходимости уважать личность ребенка, желание дать ему возможность обрести успех и счастье в малом, стремление постичь душевное состояние того, кого они собираются учить. И эта тенденция вдохновляет: хочется верить, что если эти молодые специалисты пришли в школу именно с таким посылом, то их стараниями наконец-то и укрепятся и учительский престиж, и положение педагога в обществе.
Ассоциация молодых учителей России ставит своей задачей в ближайшее время провести отчетно-выборные собрания в региональных отделениях ассоциации, провести встречи молодых педагогов с целью обсуждения актуальных проблем по их поддержке и реализации выдвигаемых ими инициатив, а также с целью обмена опытом в сфере инновационных технологий.
Внимание власти к проблемам становления молодых учителей в профессиональной сфере, возможность открыто обсуждать проблемы непосредственно с высшим руководством Министерства образования и науки Российской Федерации говорит сегодня о значимости образования в нашем обществе в принципиально новых складывающихся для нашей страны социально-экономических и политических условиях.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото),
Электросталь, Московская область