Задачи урока:

1. Выявить уровень знаний детей о здоровье;

2. Введение термина «здоровье» по Далю;

3. Подвести детей к пониманию дыхания как основы жизни;

4. Систематизировать знания учащихся об органах дыхания, их функции, о диафрагме, ее значении;

5. Доказать взаимосвязь между дыхательной и сердечно-сосудистой системой;

6. Научить правильному дыханию животом.

Оборудование: таблицы, картины, слайды, магнитофон.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята! Я валеолог-организатор. И знаю кое-какие секреты сохранения здоровья. Но о них не сразу…Сначала скажите мне, каким волшебным словом мы обычно приветствуем друг друга при встрече?

Учащиеся: Здравствуйте!

Учитель: Правильно! Это магическое слово, потому что при встрече мы желаем друг другу здоровья, здравия. В толковом словаре В.И. Даля говорится: «Здоровье или здравие – состояние животного тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни».

К сожалению, люди мало обращают внимание на свое здоровье. Слишком поздно приходит понимание его важности. А ведь болезней и лекарств можно избежать, если вовремя включить мощные защитные силы организма, заложенные в самом человеке. Академик Н. Амосов говорил: «Здоровье можно вернуть с любой точки его упадка».

Ребята! Обратите внимание на картину (на доске). На ней изображены веселые, здоровые лица людей.

Вопросы к учащимся:

Как вы думаете, можно ли сказать, что эти люди больны?

О ком можно сказать: «Этот человек больной!»

Вы бы хотели общаться с больными людьми?

Как часто вам хочется поболеть?

А кто хочет быть здоровым?

Что необходимо человеку для здоровья?

Задание

На доску прикрепляется вырезанный из ватмана «солнечный диск». (рис.)

В центре слово «здоровье».

Справа слова-лучи:

физкультура и спорт

лень

плавание

переедание

правильное питание

отдых на диване

свежий воздух

туризм

правильное дыхание

вредные привычки.

Учитель: Подберите лучи для нашего «солнышка-здоровья».

Вопросы ученикам:

Какие лучи самые важные для здоровья? (варианты ответов)

Что мы делаем всегда, когда гуляем, занимаемся спортом, мыслим, работаем, спим, едим и т.д.?

Учащиеся: Мы всегда при этом дышим!

Учитель: Правильно. Дыхание - это процесс непрерывный.

Вопросы учащимся:

Сколько человек может обойтись без пищи? (30-40 дней)

Сколько человек может обойтись без воды? (5-10 дней)

Сколько человек может прожить без движения? (2-3 дня)

Сколько человек может находиться без воздуха? (3-5 минут)

Какие органы помогают нам дышать?

На доске появляются таблицы «Внутренние органы человека», «Органы дыхания», «Строение сердца».

Один из учащихся пишет органы дыхания на доске, другие помогают.

Учитель: Молодцы, ребята! А почему органы дыхания мы сравниваем с деревом, причем с таким, о котором пишут только в сказках и которое растет вверх корнями?

Учащиеся (после раздумий): Нос - это корень (здесь воздух согревается, очищается от бактерий и пыли, увлажняется). Трахея - ствол (проводит воздух). Бронхи - ветви, легкие - крона (в них происходит газообмен).

Учитель: Это «дерево» не растет само по себе, а связано со всеми органами человека. Воздух, который мы вдыхаем, состоит из следующих газов: азот - 79%, кислород - 21%, углекислый газ - 0,03%. Воздух, который мы выдыхаем: азот - 79%, кислород - 16,4%, углекислый газ - 4,1%.

Правильное дыхание - основа нормальной работы всех органов. В акте вдоха участвуют легкие, грудная клетка, мышцы груди, диафрагма. Большая роль в этом процессе принадлежит диафрагме. Это мышца, которая поднимает и раздвигает ребра, отделяет органы грудной полости от брюшной.

Приложите правую или левую руку к левой части груди. Что вы ощущаете? (Сердечные толчки)

Учащиеся: Сердце.

Учитель: Это наш моторчик, его необходимо беречь. Сердце - очень сильный орган. Один его удар может подбросить стакан воды на 1метр в высоту. Чтобы оно оставалось сильным, его необходимо тренировать.

Ребята, как вы считаете, связан ли процесс дыхания с работой сердца?

Учащиеся: Связан.

Учитель: Сердечно-сосудистая система - это транспортная система, доставляющая ко всем органам и тканям кислород, обменивающая его на углекислый газ. А система дыхания освобождает наш организм от углекислого газа и снабжает его кислородом.

Значительная часть людей неправильно делает вдох и выдох. У большинства людей грудной или смешанный тип дыхания. Правильным же является диафрагмальный тип дыхания или дыхание животом. Вот в этом и заключается главный секрет здоровья.

При вдохе сердце бьется чаще, на выдохе замедленно. С помощью диафрагмального дыхания мы можем успокоить сердце и тем самым предотвратить многие заболевания. При неправильном дыхании работает только часть легких, поэтому мы часто болеем, у нас не усваивается нормально пища.

Звучит тихая мелодия, на экране слайды: море, красивая природа.

Учитель: Ребята, примите удобное положение на стуле. Опустите плечи, ноги поставьте на полную ступню, расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног. Полностью расслабьтесь. В это время мы сохраняем энергию, освобождаемся от отрицательных эмоций (обиды, гнева, грусти, плохого настроения).

Положите одну руку на грудь, другую на живот.

Сделайте на счет 1-2 вдох носом, губы сомкнуты, диафрагма расслаблена, легкие наполнены воздухом. 1-2-3-4 - плавный выдох. На выдохе диафрагма образует дугу (радугу), легкие сокращаются.

Вдох короче выдоха в два раза.

И так в течение 5-7 минут.

Учитель: Понравилось дышать? Трудно? Теперь закрепим новую информацию о дыхании методом «Синквейн» из 5 действий:

1. Это существительное;

2. Три прилагательных, которые дают определение существительному;

3. Три глагола, которые характеризуют действие этого существительного;

4. Эта фраза из четырех слов, которая раскрывает смысл существительного;

5. Синоним существительного (1 слово).

1. Дыхание;

2. Поверхностное, легкое, спокойное;

3. Помогает, улучшает, освобождает;

4. Дыхание – это наша жизнь.

5. Газообмен.

1. Сердце;

2. Сильное, теплое, пульсирующее;

3. Работает, стучит, перекачивает;

4. Здоровое сердце дает долголетие;

5. Источник.

Заключительная часть.

Вопросы учащимся:

Какие органы относятся к органам дыхания?

Какая мышца является основной при дыхании?

С каким важным органом связано дыхание?

Какая взаимосвязь между сердцем и легкими?

Какое дыхание является правильным?

Как нужно правильно дышать?

Как можно повлиять на работу сердца?

Какие условия необходимы для сохранения здоровья?

Домашнее задание

Продолжить работу по правильному дыханию. Дышать по методу «Синквейн» два раза в день 5-7 минут.

Валентина КУЗНЕЦОВА, валеолог-организатор ГОУ №556, г. Сестрорецк