Людям, прошедшим девятисотдневную боль Ленинграда, все детские работы казались лучшими. Не случайно, наверное, в каждой номинации, будь то поэзия или живопись, на все призовые места жюри поставило по нескольку человек. Побежденных в данном конкурсе не было: все работы достойны похвалы.

Что же такое война глазами юного человека? Первоклассница Настя Кокорева из школы № 303 увидела ее на отрезке Дороги жизни, когда над грузовиками с продовольствием кружат черные фашистские птицы. Саша Сафронова из десятого класса школы № 529 почувствовала блокадный холод у зарешеченного газетной бумагой окна. Семиклассница Лиза Ординарцева из школы № 210 передала тоскливое ощущение войны тем, что сделала свои рисунки на серой бумаге: белой в осажденном Ленинграде не было.

Рисунками, плакатами, макетами, скульптурными композициями, стихами, рефератами ребята зафиксировали не только тот период времени - они запечатлели свое отношение к войне. Если его можно охарактеризовать цветом, то преобладает черный и красный.

Но дети всегда остаются детьми. Пожалуй, только в их возрасте бессмертно жизнеутверждающее начало. И это очень хорошо чувствуется в картине «Хочу жить и танцевать» Даши Бодровой и Юли Плотниковой из школы № 210. В стылой ленинградской комнате одна из девочек смотрит в зеркало и видит там вместо сгорбленной фигурки в тулупе и валенках прекрасную балерину.

Я спросила одного из мальчиков, что ему дало участие в конкурсе «Война глазами ребенка». Он ответил, что, для того чтобы сделать свой макет, ему пришлось прочитать много книг о войне, походить по музеям, поговорить со взрослыми и этот способ погружения в тему помог ему осознать главное: война - это кризис человеческой души. Трагедия и обреченность. А члены жюри, ветераны-блокадники, сказали, что если дети это понимают, то они считают свою жизнь прожитой не зря.

По решению оргкомитета выставки и самих ребят самые жизнерадостные, светлые картины были отправлены в Беслан.

Санкт-Петербург