Какие опасности таит в себе наш профессиональный праздник? Какие возможности он нам дарит? Как относиться к поздравлениям, как реагировать в этот день на поведенческие проколы? Одна моя знакомая рассказывала, что в их школе директор отмечает, какой класс ее поздравил, а какой - нет. И что, интересно, она потом с этой информацией делает? Ходят настойчивые слухи о заказных подарках для учителей и классных руководителей. Но я сейчас хочу обратиться к психологической составляющей поздравлений. Что действительно нужно в этот день учителю, вернее,  чего просит его душа?
Верный и надежный путь к саморазвитию - это научиться анализировать свои чувства, спонтанные эмоциональные реакции. Что чувствует учитель, получающий поздравления? Какие поздравления для него дороже? Что чувствует ученик, поздравляя учителя? Иногда у нас бывают случаи, когда учителя отказываются от подарков (в гимназии не принято дарить дорогие подарки, обычно это цветы, конфеты, открытки). Ведь на самом деле учитель ждет искренности. Не так часто ему удается получать позитивную обратную связь. Он боится стать заложником ситуации, когда из-за подарка придется лояльнее относиться к ученику. А чего ожидает ученик? Тоже искренности. Искренней радости учителя, получившего поздравление.
И где же начало этой взаимной искренности? Как задачка про курицу и яйцо... На самом деле ответ на поверхности. Взрослый протягивает руку и ведет за собой ребенка. В этом суть педагогики. Важно, чтобы эта протянутая ребенку рука руководствовалась добрыми намерениями. Какое интересное сочетание корней - рука, руководство... В современной педагогике эта протянутая рука символизирует приглашение к сотрудничеству, к свершению новых открытий, частью которых является открытие «я» как учителя, так и ученика. Поэтому искренность должна быть предложена ученику учителем как основа построения отношений. И тогда становится понятным, что заказные подарки, отметки поздравлений крестиком, отказ от подарков в воспитательных целях - явления совсем из другого мира. Человек, получивший в жизни эту искренность, принятие, уважение, получает особую прививку и навсегда присваивает ценность таких настоящих отношений.
И еще результатом этих размышлений стало желание сказать особые слова благодарности и признательности моим учителям, среди которых главными считаю А.Г.Асмолова, П.Я.Гальперина, Л.Ф.Обухову, О.А.Карабанову, И.И.Ильясова. Лекции А.Г.Асмолова стали для меня основой той самой «зоны роста», которую гораздо позже актуализировал в моей жизни Иосиф Борисович Ольбинский, основатель и первый директор гимназии. Мой научный руководитель, моя бесценная Нина Гавриловна Салмина вела меня с самого четвертого курса, формируя мое профессиональное «я» от полной беспомощности до полноправного партнерства. Им моя признательность и бесконечная благодарность...

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область