Мои ошибки
Недопонимание с родителями обучающихся... Плохо написанные ученические работы... Это ли не сильнейшая для учителя мотивация к саморазвитию? Самооценке? Самоанализу? А кто говорит, что не ошибается никогда и ни в чем, тот ошибается в два раза больше остальных (факт). Плюс ко всему человеку свойственно ошибаться, но есть и обратная сторона медали. Бывает, после неудачи ты опускаешь руки и боишься браться за следующее дело, а не нужно бояться, это опыт, бесценный опыт, за который мы уважаем старших, чтим прошлое. Соглашусь, сложно принимать ошибки: они бьют прямиком в гордыню, рушат авторитет... Тут важно быстро и грамотно восстановиться и обернуть недочет в какое-либо действие, которое, возможно, будет сильнее и значимее предыдущего. Ошибка - это своего рода конфликт, который необходимо решить на стадии его зарождения.
Анализируя свои промахи, вспоминаю время, когда три раза в неделю я ходил на тренировки по восточным единоборствам, каждые три-четыре месяца нас, «каратистов», вывозили на соревнования. Но там ошибки имели немного другой характер: пропустил удар - проиграл одно очко сопернику, получил травму. После каждых соревнований у нас был так называемый разбор полетов: кто, как и почему не сделал верный уход или блок. И с каждыми соревнованиями ошибок становилось меньше, а медалей на груди больше.
Та же самая система прослеживается и в педагогической деятельности. Здесь имеются тренеры - наставники, или учителя с опытом. Не стыдно подойти, попросить о помощи, чтобы легче выйти из сложившейся ситуации. Добавлю, что если ты не враг своим коллегам, а друг, ты подскажешь, где и в чем они ошибаются или могут ошибиться. Взаимовыручку я бы сделал первым правилом коллектива, ведь один в поле не воин. Конечно, тогда опровергается идея конкуренции, а хотелось бы участвовать в этих соревнованиях.
Смело делаю вывод: ошибки учат. Их можно избежать путем познания себя и сферы деятельности. Нужно не бояться неверного шага, а стараться подходить к делу с умом. За время приобретения моего скудного опыта у меня сложился личный девиз: «Все будет хорошо, а если не будет, будем делать все возможное, чтоб было хорошо». (Красноречием я никогда не отличался.)

Открытия
Это, конечно, перебор - сравнивать себя с великими открывателями, но ведь Колумб открыл Америку, хоть даже не подозревал об этом. Я, в свою очередь, даже не понимал толком, куда пришел, а открыл новый мир... Серьезно: школа - это другой мир: в нем и смех, и слезы, и взлеты и падения, и искренняя радость, и глубокие переживания. От моих школьных историй друзья бывают в шоке или надрывают животики от смеха. Каждый день - что-то новое. Ритм школьного бытия педагогов просто ошеломляет, недаром у нас целое лето на «зализывание ран». С коллегами смеемся: «Если вдруг уволят, не пропадем, оформлять актовые залы умеем, организовывать различные мероприятия вообще мастера, сажаем тюльпаны, убираем на территории школы, пишем стихи на новогодние представления... (и т. д., и т. п.)». Одним словом, мастера на все руки. А по-другому никак: мало отстроить школу, запустить туда квалифицированных учителей и добросовестных учеников, важно создать этот мир, неповторимый, многогранный и полный возможностей.
Радует, что ты не просто плывешь по течению школьной жизни, а, помогая другим, развиваешься сам. Открытием лично для меня стало и то, что школа использует все мои способности, а те, которых нет, она мне насильственно прививает. (Невольно сравниваю себя с Колумбом, не подозревающим об открытии Америки, но совершившим его.) Естественно, бывает сложно, но никто не говорил, что будет легко. Совсем недавно наткнулся на советские плакаты, один из них гласил: «Как работал, так и заработал» - это же чистая правда: любой труд направляет на действия, а они в свою очередь формируют результат. Но это уже о маленьких победах.

Маленькие победы
Мои «маленькие победы» уже не маленькие (седьмой класс все-таки), некоторые уже выше меня ростом. Я с ними с пятого класса (так сказать, урвал классное руководство) и ни капли не жалею. Они, как и я, сумасшедше идейные, общительные, безгранично способные, в меру озорные, спортивные, воспитанные. Расту вместе с ними. Недавно, кстати, общими усилиями выиграли фотоконкурс «Мой любимый учитель» (любят, гаврики!) в двух номинациях. Победы ребят - мои победы, и наоборот. У нас есть общее - духовное родство. Они дополняют меня, а я «заполняю их пробелы». И улыбки на лицах детей - это же маленькая победа для меня. Рост хороших отметок по предметам - и это моя маленькая победа. Родительское собрание без конфликтов - и это моя победа.
Так и живу, подпитывая школьные будни маленькими победами, (колоссально мотивирует). Я делюсь с учениками своими успехами, они со мной - своими...
Недавно представлял, как буду выпускать ребят. Решил: оставлю всех на второй год... (Шучу!) Просто не могу представить, что эти ребята уйдут из школы, покинут меня... (дрожь по телу).
Вспоминая наши общие победы, достижения, понимаю, что, только вкладывая душу, можно ожидать достойного результата (это уже как формула). А по-другому делать я и не умею. Безумно рад открытию. Вдохновлен каждой маленькой победой.

Георгий ОДИШВИЛИ, учитель истории и обществознания школы №2005