Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, в таких случаях используется коррекционно-развивающее обучение (КРО). Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана для более успешного освоения программы. Однако в современной системе образования в колледже педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в стенах одного образовательного учреждения. При этом необходимо предоставление учащимся с ОВЗ особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменение сроков изучения темы, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Совместное обучение - сложная задача для любого преподавателя и обучающегося, особенно на начальном этапе, при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки. Интегрированное обучение объединяет разных детей, порой кардинально отличающихся друг от друга. Необходимо так строить принципы КРО, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с их особыми возможностями и потребностями с учетом мнений самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются. Основная цель такого обучения - создание таких условий, чтобы дети могли, контактируя друг с другом, добиваться максимального овладения знаниями и умениями. КРО должно активно использовать принципы вовлечения учащихся в коллективную деятельность, создания командного творчества для достижения цели, в преподавании творческих дисциплин маневрировать в учебном плане, редактируя его под потребности учащихся, легче, чем в общеобразовательном курсе.
Овладение профессией как условие реализации потенциала обучающегося с ОВЗ - одно из основных средств реабилитации и адаптации к жизни в обществе. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для решения обучающимися, но встречающиеся в повседневной жизни, их анализ и решение могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности. В нашем колледже успешно работает Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки, где ребята с тяжелыми нарушениями психического здоровья получают профессиональные навыки по профессиям «столяр», «швея», «брошюровщик», «гончар», в колледже успешно учатся и приобретают специальности ребята, имеющие ограниченные возможности здоровья по слуху. Для этого колледж создает все необходимые условия, особое внимание наши педагоги уделяют развитию творческих способностей обучающихся.
Творческие профессии - это всегда полет фантазии и колоссальный труд по воплощению идеи в жизнь. Самое сложное в творческой деятельности - довести работу до завершения, для этого требуются максимальная концентрация и упорство. Поэтому, например, в методике преподавания спецрисунка обучающимся с ОВЗ главным считаю наглядное подтверждение применения полученных навыков и умений в жизни. Современные техники при включении их в учебный процесс приносят огромную пользу в объединении разных по возможностям студентов в выполнении коллективных заданий для повышения их интереса к обучению. Декупаж, рисование нитью, колорирование и роспись различных поверхностей техниками, активно развивающими мелкую моторику, чувство цвета и пластики линии вызывают интерес у студентов.
Сейчас выпускают много дизайнерских вещей, интерьерных объектов для украшения предметной среды. Но все равно существует большое количество техник по самостоятельной доработке и приспособлению предметов под стилистику как своего интерьера, так и заказного. Люди всегда хотят отличаться, у каждого есть представление об идеальном, по его мнению, интерьере и элементах, входящих в него, желание самостоятельно воплотить свою идею в жизнь. Овладение различными техниками позволит обучающимся с ОВЗ применять их в быту и в работе, а значит, поможет общей социальной адаптации в жизни.
Наличие у человека ОВЗ не должно быть помехой для полноценного существования в обществе.

Татьяна ОСЬКИНА, преподаватель специальных дисциплин технологического колледжа №21